Нынче в республике 40,5 тысячи первоклашек впервые переступят порог школы. Волнующее, что и говорить, событие и для детворы, и для родителей, и для учителей. Правда, к радости примешивается и чувство тревоги: не придавит ли деток гранит науки, который им придется “грызть” в течение целых десяти лет? Ведь нагрузки в современной школе нешуточные, объем знаний, который дает школа, по исследованиям гигиенистов и физиологов, превышает возможности детей и подростков. В шестом классе, например, школьнику нужно прочесть 1700 страниц учебников, 1200 страниц литературно-художественных произведений, выучить 640 определений и около 300 понятий. Только на учебную деятельность учащиеся средних и старших классов расходуют до 70-80 процентов времени бодрствования. Между тем здоровье даже у семилеток, поступающих в школу, не особенно крепкое, за годы же учебы масса хронических патологий еще более усугубляется и распространяется. Накануне учебного года своей озабоченностью здоровьем школьников с нашим корреспондентом поделилась заведующая отделом гигиены детей и подростков Республиканского центра санэпиднадзора Галина Усова.
Начала она разговор с неутешительного заявления:
– Несмотря на то, что в нашей республике проводится целенаправленная работа по укреплению здоровья детей, реализуются программы “Дети Татарстана”, “Образование и здоровье школьников Республики Татарстан” и программа отдыха, оздоровления и занятости молодежи, процесс ухудшения состояния здоровья молодого поколения приостановить не удается. Печально, что среди причин, ухудшающих здоровье, свыше 20 процентов падают на факторы внутришкольной среды. Так, продолжает оставаться слабой материально-техническая база школ. 40 процентов из них не имеют централизованной канализации, 29,8 – централизованного водоснабжения, 3,8 процента школ используют привозную воду, 12 процентов – не имеют централизованного отопления, 14 – требуют основательного капитального ремонта. А с какими перегрузками работают учебные заведения! У львиной доли их – до 73 процентов – двухсменный режим.
– Но ведь ежегодно открываются десятки новых школ!
– Беда в том, что в эксплуатацию сдается значительно меньше школ, чем строится и реконструируется. В прошлом году, например, на контроле органов санэпиднадзора находилось 265 строящихся и реконструируемых объектов, а в эксплуатацию была сдана лишь шестая часть их. Задерживается подготовка школ и в этом году.
– Причину угадать нетрудно. Несвоевременное финансирование?
– Да. В Лениногорском районе реконструкция школы села Новое Иштиряково начата лишь в июле. К началу сентября не будет завершено строительство новой школы в селе Мичурино того же района.
– А какова материально-техническая база школьных столовых? Здесь есть какой-то позитив?
– Весьма небольшой. Значительная часть объектов питания не отвечает современным санитарно-гигиеническим требованиям. В основном это столовые начальных сельских школ, где вместо горячих завтраков организовано только чаепитие детей. 70 процентов школьных столовых, построенных и рассчитанных на работу с полуфабрикатами, на деле вынуждены работать с сырьем, так как не имеют достаточного набора вспомогательных и производственных помещений. Устарела большая часть холодильного оборудования, недостаточно разделочного инвентаря, кухонной и столовой посуды, моющих и дезинфицирующих средств. В Сармановском районе, к примеру, школьные столовые обеспечены холодильниками лишь на 14 процентов. На протяжении последних 10 лет школам Зеленодольского района не выделялось ни одной единицы технологического и теплового оборудования. В Бавлинском и Азнакаевском районах процент изношенности его составляет 40 процентов, в Рыбнослободском – 45. В школьном общепите мало хороших специалистов, в принципе не отработана система подготовки их для работы на предприятиях общественного питания.
– В печати не раз поднимался вопрос о необходимости возродить йодную профилактику в школах. Что-то изменится в этом учебном году?
– Сомневаюсь. Дефицит йода в биосфере – серьезная экологическая проблема для нашей республики. И давно говорится о том, что необходимо в питание организованных коллективов внедрять продукты, обогащенные йодом. Это, конечно же, требует немалых средств.
– Помнится, лет двадцать назад школьников “подкармливали” антиструмином. По-моему, стоимость этого препарата копеечная…
– Да, но эта копейка быстро вырастает в рубли, когда речь заходит о системной профилактике в масштабах республики. Немалые средства нужны и для оснащения школ дополнительной системой очистки питьевой воды путем установки локальных фильтров. Хотя за последние годы качество воды в республике стабилизировалось, но доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, остается высокой. Удельный вес их по санитарно-гигиеническим показателям составил 22,6 процента, по микробиологическим – 9,7 процента.
– А как влияет на здоровье детей компьютеризация школ? Правительству, конечно, спасибо за то, что изыскало возможности и оснастило учебные заведения новейшими образцами компьютерной техники. Но думали ли при этом, что ребенок, сидящий за компьютером, приобретая в знаниях, теряет в здоровье, если, конечно, эту технику не использует с умом?
– Здесь голова должна болеть прежде всего у школьной администрации. Но, к сожалению, во многих школах при организации классов вычислительной техники больше беспокоятся о безопасности дорогостоящего оборудования, чем о здоровье учеников. Компьютеры часто размещают в приспособленных помещениях с решетками на окнах. А это значит, что ни о каком проветривании помещений не может идти речь. На сегодняшний день лишь 46,3 процента компьютерных классов соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и правилам.
Говорить о негативных факторах, сказывающихся на состоянии здоровья школьников, можно долго. Ясно одно: проблема настолько серьезна, что требует принятия срочных мер. Необходима интеграция усилий всех государственных структур, а не героические усилия отдельных ведомств.