В Татарстане ежегодно строится по 20-25 новых школ. По этому показателю мы уступаем лишь Москве и Московской области. Вот и к нынешнему сентябрю, как сообщил журналистам на брифинге во вторник начальник управления “Татинвестстрой” Рим Халитов, будет сдана очередная “двадцатка”, а до конца года – еще семь школ.
Такой строительный бум вроде бы не может не радовать. Однако здесь есть и обратная сторона медали. В нынешнем учебном году, по сведениям министра образования Татарстана Фариса Харисова, в наших школах будет учиться на 100 тысяч ребят меньше. В первых классах за парты сядут 40,5 тысячи малышей, а выйдут из школы около 49 тысяч выпускников. Эти цифры продержатся год-два, а потом наступит резкий спад. Демографическая ситуация продолжает ухудшаться. Уже в недалеком будущем многие учителя, особенно на селе, рискуют остаться без работы, учебные классы могут опустеть. Не получится ли так, что некоторые школы окажутся просто невостребованными?
К сожалению, ни от министра, ни от строителей не удалось получить ответа на вопрос: а какова реальная потребность в учебных местах сегодня и как она изменится, скажем, через пять лет? А может, не надо так много строить? Может, лучше реконструировать и оснастить современным оборудованием те учебные здания, которые уже имеем?
Правда, Фарис Харисов рассказал о том, что в России сейчас отрабатывается несколько моделей реструктуризации средних учебных заведений, когда под одной крышей будут объединяться школа, детсад, медпункт и другие социальные объекты. Но правом на это будут обладать лишь местные власти, то есть целостного взгляда на проблему нет и общая картина остается неясной.
Рим Халитов сообщил, что “школы сейчас строятся с коэффициентом сменности 1,5”, то есть создается некая страховка, учитывающая возможность изменения демографической ситуации: сначала учащиеся будут заниматься в полторы смены, а через несколько лет, возможно, – в одну. Нынче таких больших школ, как в прошлом году (например, в Чистополе на 1200 человек), не строится. Самая большая готовится к сдаче в Мензелинске, она рассчитана на 600 мест. Исключение – Казань, где к 1 сентября планируется открыть две школы: на 834 места в НовоСавиновском районе и на 1266 – в Азино.
Кстати, в минувшем году была проведена инвентаризация образовательных учреждений республики. Выявлено 54 ветхих здания и большое количество сельских школ, загруженных едва ли наполовину.
Да, школа на селе несет не только образовательные функции, это некий центр, вокруг которого проходит вся культурно-общественная жизнь. Здесь и клуб, и спортзал, и место для выборов… Не будет школы – не будет и жизни на селе. Все это так, но выбрасывать на ветер деньги миллионов налогоплательщиков тоже неразумно. Возможно, нужно разрабатывать проекты мини-школ на 20, 30, 50 учебных мест, использовать метод “Автобус-школа”, когда на центральную усадьбу из отдаленных сел ребят привозят на специальном транспорте. Эти и другие новшества широко внедряются в российских регионах, их, вероятно, нужно тщательно изучить и смелее брать на вооружение.
Ремонт школ в этом году осуществляется по новой схеме: впервые подрядные организации отбираются на основе открытых конкурсов. 151 ремонтно-строительная фирма подала заявки, но победили лишь 98. К сожалению, первый блин вышел комом. Чиновники Минобразования не имеют достаточного опыта проведения таких конкурсов, не все договора были заключены корректно, от некоторых тендеров, как признался министр, пришлось отказаться. Однако несмотря на это, заверил Фарис Харисов, во всех школах ремонт будет осуществлен в срок.
На пресс-конференции обсуждался также порядок проведения традиционной августовской конференции руководителей системы образования, которая на этот раз пройдет 15-16 августа в Актанышском районе. Тема – “Воспитание подрастающего поколения в условиях модернизации образования”.