В школах и вузах сейчас горячая пора – выпускные экзамены. Но многие думают не только о них, а уже и о том, что делать после того, как заветный аттестат будет в кармане. Одним предстоит определиться: где учиться дальше? А другим – куда пойти работать?
В минувший вторник в Кабинете министров РТ состоялся брифинг, посвященный итогам учебного года, с участием министра образования РТ Ф.Харисова и ректоров казанских вузов.
Сколько стоит высшее образование?
Если верить социологическим опросам, то свой выбор выпускники школ уже сделали: девять человек из десяти хотят стать юристами или экономистами. Именно этим специальностям обучают в первую очередь в коммерческих вузах (их в республике зарегистрировано 22), по специальности “юриспруденция” – около 36 процентов и по специальности “финансы и кредит” – 34 процента.
Но вот беда – мало кому, получив диплом, удается трудоустроиться. А вот у выпускников КГУ и КФЭИ, по словам председателя совета ректоров вузов РТ Наиля Хайруллина, таких проблем не возникает. На любом предприятии их встречают с распростертыми объятиями.
Правда, грань между коммерческими и государственными вузами почти уже незрима. Бесплатный сектор сжимается, как шагреневая кожа. Как сообщил ректор КГУ Мякзюм Салахов, бюджет теперь предусматривает прием в университет только 1,5 тысячи первокурсников, а в медицинский университет, по словам ректора Наиля Амирова, и того меньше – 500. Всего в госвузах обучаются более 120 тысяч студентов, из них около 40 процентов – на основе договоров с юридическими и физическими лицами, то есть за деньги.
Сколько стоит сегодня высшее образование? Везде – по-разному. В КГУ, в зависимости от факультета, – от 17 до 24 тысяч рублей в год. Примерно такие же цены в КАИ и КФЭИ. В педагогическом университете – 8-12 тысяч, в Татарском государственном гуманитарном институте (ТГГИ), где коммерческий сектор очень слаб, – 8-10 тысяч. Самый дорогой вуз – медицинский, здесь обучение обходится от 25 до 39 тысяч в год. Самые престижные факультеты – лечебный и стоматологический. Но даже эти деньги не покрывают затрат вузов. Как сказал ректор Казанской государственной академии культуры и искусств (КГАКиИ) Рифкат Юсупов, на обучение одного студента требуется 30 тысяч рублей в год, а плата установлена в размере лишь 15 тысяч.
“У нас взяток не берут”
Так в один голос заявили руководители вузов, но журналисты им не поверили. То, что такая проблема есть, причем практически в каждом учебном заведении – ни для кого не секрет. Не случайно в пору приемных экзаменов в аудиториях можно видеть не только экзаменуемых абитуриентов и экзаменующих преподавателей, но и оперативных работников и представителей различных общественных комиссий, норовящих поймать взяточника с поличным. Как утверждают ректоры, экзаменаторы ни в чем таком замешаны быть не могут, поскольку находятся под жестким контролем. Другое дело, что этим занимаются так называемые посредники, часто к вузовскому образованию не имеющие никакого отношения. Они берутся посодействовать поступлению в тот или иной вуз, и если абитуриент проваливается – дескать, осечка вышла, а если проходит конкурсный отбор (причем сам, без всякой помощи) – будь любезен, плати по установленной таксе. Пойди потом узнай – была с его стороны протекция или нет…
Как же совладать с этим злом? Одна из причин, которая побуждает Минобразования России продвигать идею так называемого единого госэкзамена, когда выпускные экзамены в школах приравниваются к вступительным в вуз, заключается как раз в этом – борьбе со взятками в вузах. Эксперимент успешно проходит в 17 российских регионах, но совет ректоров вузов РТ не поддерживает его в категоричной форме. Председатель этого совета, ректор КФЭИ Наиль Хайруллин привел пример, когда отъявленные троечники сдавали тесты на круглые пятерки. Это просто лотерея, и везет в ней не всегда тем, кто на самом деле имеет твердые знания, считает он. Против единого экзамена высказался и ректор КГПУ Рузаль Юсупов, мотивировав свое мнение тем, что в педуниверситет поступает много сельской молодежи, чьи знания, а значит и возможности успешного тестирования, ниже, чем у городских ребят. А ректор КГТУ(КАИ) Геннадий Дегтеряв собщил, что у них разработаны собственные тесты, поэтому на приемных экзаменах вообще никаких проблем не возникает.
Однако у идеи единого госэкзамена нашлись и горячие сторонники в лице директора Института среднего профессионального образования РАО и одновременно ректора Казанского социально-юридического института Гузель Мухаметзяновой, заявившей, что иного способа защиты “против взяточничества и недобросовестного репетиторства просто не существует”. Гузель Валеевна привела цифру – 1,5 миллиарда рублей – столько взяток получено за протекцию при поступлении в госвузы (эти данные, по ее словам, были официально озвучены на недавнем совещании в Москве, посвященном негосударственному образованию РФ). Правда, председатель ассоциации негосударственных вузов РТ Гузель Мухаметзянова возглавляет коммерческое учебное заведение, куда поступают за деньги и на который принцип единого госэкзамена не распространяется (цены умеренные: 15 тысяч – на юрфак и 10 тысяч – на социальный факультет).
Золотая медаль – не пропуск в институт
Какие новшества появились в вузах? В КГУ будут еще две специальности – “природопользование” и “востоковедение и африканистика”. На мехмате теперь пользуются льготами при поступлении также участники олимпиад, занявшие вторые и третьи места. А на юрфаке, наоборот, привилегий стало меньше: медалисты, как обычные смертные, будут сдавать все три экзамена.
Медаль явно обесценивается, “круглые пятерки” в школе – совсем не гарантия того, что их обладатель автоматически пополнит студенческие ряды. В минувшем году конкурс на дневные отделения казанских вузов составлял в среднем 4,6 человека на место. Причем на места на некоторых элитных факультетах КГТУ(КХТИ), КГУ, КГМУ претендовали одни медалисты, но примерно половина из них провалилась.
Льготы сохраняются в основном прежние. Помимо медалистов их имеют военнослужащие, уволенные в запас, инвалиды, сироты. Для выпускников сельских школ установлены целевые квоты. Для того, чтобы попасть в список счастливчиков, нужно заручиться рекомендацией местных властей и взять на себя обязательство вернуться в родной район после окончания вуза.
В КГМУ выпускники специализированной школы №116 Казани поступают на общих основаниях, но им отдается предпочтение при равных баллах. В КГАКиИ выделено пять учебных мест для татар-кряшен. В ТГГИ большое внимание уделяется абитуриентам из стран СНГ. Эта категория пользуется привилегиями во всех вузах, но в татарском институте приезжих особенно много – они представляют 20 бывших союзных республик и российских областей.
Еще одна новость: в порядке дружеской помощи Афганистану российские вузы обязали предоставить выходцам из этой мятежной страны учебные места. Скоро в наших учебных заведениях появятся афганцы, и кое-кто уже напрягся: а не откроются ли вместе с ними новые каналы поступления наркотиков?..
Федеральные и местные власти делают акцент на среднее профессиональное образование, проще говоря, техникумы, где готовят руководителей среднего звена для нашей экономики, которых в последние годы днем с огнем не сыскать. Как сообщил начальник управления образования и науки аппарата Кабмина РТ Рамиль Валеев, на фоне стремительного увеличения числа молодых специалистов с высшим образованием техникумы выпускают все меньше своих кадров: в позапрошлом году – около 15 тысяч, в прошлом – примерно 14 тысяч, а нынче ожидается не более 12 тысяч человек. Поэтому если прием студентов на бюджетной основе для госвузов сокращается, то ссузам разрешено в случае необходимости увеличивать его до 10-15 процентов.
Ректоры вузов гордятся тем, что армия студентов с каждым годом пополняется на 14-20 тысяч человек и постоянно удерживается высокий проходной бал при поступлении. Однако эта тенденция продержится недолго, по прогнозам министра образования РТ Фариса Харисова, не более четырех лет. Нельзя сказать, что его слова послужили холодным душем – о сложной демографической ситуации в России говорится давно. Но есть конкретные цифры по Татарстану. Так, нынче 1 сентября в школах за парты сядут на 22 тысячи первоклассников меньше, в следующем году цифры могут быть еще более удручающими. Нас ожидают две крупные проблемы: куда девать лишних учителей и кто будет поступать в вузы? Об этом нужно думать уже сейчас.