В минувший вторник в Казани открылась всероссийская конференция по проблемам университетских комплексов. Ее участники познакомились с опытом КГТУ (КХТИ), чья модель может послужить прообразом развития высшей школы в современных условиях.
Открывая конференцию, первый заместитель министра образования России Александр Киселев сделал небольшой экскурс в историю. В 1804 году в России были созданы семь университетов, в том числе в Казани. Новые учебные заведения развивались именно как университетские комплексы, которым согласно указу императора вменялось “руководство учебными округами”. Сегодня эта система вновь востребована и широко внедряется в российских регионах.
Что дают университетские комплексы? Во-первых, преемственность всех ступеней образования, начиная с начальной и кончая высшей школой. Во-вторых, тесную интеграцию с наукой, поскольку в состав университетских комплексов могут входить различные исследовательские институты, конструкторские бюро и другие научные учреждения. И, наконец, появляется возможность более тесного взаимодействия с промышленностью. Уже есть университеты, при которых работают целые заводы.
Заместитель Премьер-министра РТ Зиля Валеева отметила, что университетские комплексы начинают играть ключевую роль в подготовке кадров для экономики, и привела примеры их совместной деятельности с органами исполнительной власти. Особенность экономики нашей республики – широкое применение наукоемких технологий, поэтому университетские комплексы востребованы у нас, как нигде. Причем в Татарстане оказывается поддержка разным моделям: скажем, в КГУ эта идея воплощается в форме университетского округа, в КГТУ (КАИ) – ассоциации различных учреждений на базе открытого технического университета, в КГТУ (КХТИ) – как единого юридического лица.
Министр образования Татарстана Фарис Харисов остановился на проблеме дополнительного профессионального образования и возможностях в этом плане университетских комплексов.
Впрочем, у идеи университетских комплексов кроме горячих сторонников есть и оппоненты. Дескать, в мировой практике эта модель не прижилась. Везде действует простая и эффективная схема: вузы готовят специалистов, а промышленность их покупает.
Однако, по мнению ректора КГТУ (КАИ) Сергея Дьяконова, в России сложились совершенно особые условия, к которым и подход нужен особый. Так, у нас разрушена система трудоустройства молодых специалистов – армия безработных растет из года в год. Российские вузы в массе своей бедны, их материально-техническая и финансовая база настолько скудна, что нельзя серьезно вести речь не только об организации современных научных исследований, но часто трудно даже обеспечить на должном уровне процесс обучения студентов. И потом у России, богатой сырьевыми ресурсами, только один путь выживания – развитие инновационной экономики. То есть необходима прочная интеграция образования, науки и промышленности. Этим целям как нельзя лучше отвечают университетские комплексы.
Ректор КГТУ привел несколько убедительных примеров эффективности новой модели. С пятого курса будущие химики уходят на производство, где и защищают дипломы. Причем при этом они включены в реальный производственный процесс и получают неплохую зарплату: в “Нижнекамскнефтехиме” – до 5, а на предприятиях Сургута – до 20 тысяч рублей в месяц… Но главное – на выходе вуз имеет не выпускника, напичканного голой теорией, которого потом еще, как правило, нужно переучивать, а полноценного специалиста, уже имеющего работу и устойчивый социальный статус.
Университетские комплексы только начинают свое движение и наталкиваются на различные препятствия, связанные, прежде всего, с юридической неопределенностью их положения. Об этом говорили в своих выступлениях ректоры: КГУ – Мякзюм Салахов и КГТУ (КАИ) – Геннадий Дегтярев. Последний призвал оказывать поддержку и другим формам университетских комплексов, а не только тому направлению, которым идет КГТУ (КХТИ), сумевший под одним юридическим адресом объединить целый ряд научных и промышленных учреждений.