Без права на медаль

Подводятся итоги эксперимента по единому госэкзамену (ЕГЭ) для школьников.

Подводятся итоги эксперимента по единому госэкзамену (ЕГЭ) для школьников. Как известно, эта процедура, которая совмещает в себе выпускные экзамены в школе и вступительные в вуз, была апробирована минувшим летом в пяти российских регионах.


Экспериментальный экзамен состоял из трех частей: обычного опросника, где нужно было поставить крестик напротив правильного ответа (результаты потом подсчитывал компьютер), и двух письменных заданий, которые проверяли уже преподаватели. Оценивались задания по 100-балльной шкале. Причем привычная для нас “пятерка” равнялась семидесяти баллам ЕГЭ. При сведении результатов в единую базу данных выяснилось, что максимальный балл получили только 0,2% участников эксперимента. Зато от 5 до 12% абитуриентов получили “двойки”. Для сравнения: при сдаче обычных выпускных экзаменов количество “неудов” составляет всего 0,1%. Конечно, из-за статуса эксперимента ученикам ставили завышенные оценки. Если школьник по итогам учебного года имел текущую “тройку”, а на ЕГЭ получил “двойку”, то в аттестат ему все равно вписывали “тройку”.


Вообще же проблема объективности оценки уровня знаний с каждым годом притягивает все большее внимание разработчиков реформы. По результатам традиционных экзаменов в регионах получается, что число медалистов в среднем составляет приблизительно 10% от всех выпускников, тогда как на деле эти “лучшие из лучших” иногда не могут грамотно написать даже заявление в вузы. В этих условиях в ближайшее время Минобразования поднимет вопрос об отмене льгот медалистам при поступлении в высшую школу.


Пока еще остается открытым вопрос о сдаче единого госэкзамена в физкультурные, языковые вузы и “творческие” институты. Здесь, видимо, придется сохранить дополнительные испытания. Нельзя исключать и того, что и в престижных вузах с традиционно высоким конкурсом придется проводить дополнительные экзамены. Но, как считают в РОСРО, организацию и проведение подобных испытаний нужно возлагать не на администрацию вуза, а на специальную государственную комиссию, способную обеспечить максимум объективности.


По словам первого заместителя министра образования Александра Киселева, внедрение ЕГЭ зависит и от профилизации обучения в старших классах. Сегодня профильные школы, где старшеклассникам предоставляется возможность самостоятельно определить круг изучаемых предметов (гуманитарные, технические, экономические и т.д.), составляют 10% от общего числа, но учатся там лишь 7% детей. А вузы просто не доверяют качеству знаний, полученных в обычной средней школе. Как считает г-н Киселев, полноценная профильная школа смогла бы снять многие противоречия и тогда отношение к единому экзамену было бы другим. Директор одной из известных московских школ Анатолий Пинский полагает, что в этом и состоит основная идея обновления старшей школы: образование должно непосредственно работать на дальнейший путь и профориентацию старшеклассника.


Для того чтобы приблизить эксперимент по ЕГЭ к реальным условиям, в которых старшеклассникам после 2005 года придется поступать в вуз, члены РОСРО планируют создать сразу несколько экспертных групп. Их задача – усовершенствовать тесты и снять большую часть вопросов и противоречий, возникающих у руководителей школ и вузов при проведении нового экзамена.


Кирилл ВАСИЛЕНКО.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще