Ровно год назад, в феврале 2001 года, было принято известное постановление Кабмина РТ о компьютеризации школ республики. В результате в учебные учреждения поступило 9 тысяч компьютеров. Однако с их эксплуатацией возникли серьезные проблемы: нет программного обеспечения, не хватает квалифицированных специалистов, поэтому компьютерные классы в некоторых школах просто закрыты на замок. Разъяснить ситуацию мы попросили министра образования Татарстана Фариса Харисова.
– Полного анализа мы сегодня еще не сделали, – сказал министр, – но такая задача перед руководителями районных отделений образования поставлена. В течение года проводится обучение компьютерной грамотности учителей-методистов и преподавателей-предметников. Все, кто работает в системе образования, должны уметь обращаться с компьютером.
– То есть все школьные учителя?
– Не только школьные учителя, которых в республике 52 тысячи человек, но и преподаватели профтехучилищ и педучилищ. Мы уже провели учебу для заведующих районными отделами образования, для главных бухгалтеров, а они в свою очередь организовывают компьютерные курсы для директоров школ. Без обучения руководителей компьютеризация будет не столь эффективна.
Я был недавно на совещании в Актаныше, зашел во вторую школу, причем случайно, во внеурочное время, никто меня там не ждал. И обнаружил группу учителей, постигающих азы компьютерного дела. То есть там, где директора школ работают, есть конкретные результаты, многое зависит от их настроя.
– Это, конечно, радует, но есть и другие примеры, к сожалению, отрицательные. В некоторых школах, особенно в сельской глубинке, компьютеры еще и не распаковывали, а кое-где их просто растащили. Вам известны такие факты?
– Прежде чем направить компьютеры в ту или иную школу, мы требуем прислать соответствующие акты. Их заполучить не так просто, нужно пройти согласование с массой контролирующих организаций – МВД, санэпидемнадзором, с пожарной службой и т.д. Все акты мы получили. Но потом выяснилось, что в некоторых сельских школах сигнализацию установить невозможно, а охраны там вообще никогда не было. В Новошешминском районе нашли другую защиту – сразу застраховали новую технику, и хотя там тоже был зафиксирован факт кражи, материальный урон был возмещен. Мы издали соответствующий приказ по министерству и рекомендовали школам страховать компьютеры.
Что касается того, что компьютеры вообще не задействованы, – таких сведений мы не имеем. Хотя мне сообщили, что в одном районе (не хочу раньше времени его называть, сообщу лишь, что он находится рядом с Казанью) такой случай обнаружен. Сейчас эта информация проверяется.
– А по моей информации (тоже не буду называть конкретные адреса), есть руководители школ, которые, боясь краж или из-за отсутствия специалистов, хранят дорогостоящее компьютерное оборудование дома под семью замками…
– Об этом я не слышал. Выглядит неправдоподобно: как можно хранить в домашних условиях оборудование целого компьютерного класса – это минимум пять-семь машин?
– Еще одна важная проблема: как заинтересовать учителей в использовании компьютера при ведении урока? Понятно, что к таким урокам нужно дольше и тщательнее готовиться, но никакую материальную компенсацию за это преподаватель не получает. Раньше якобы выплачивали какую-то доплату, но потом ее отменили. Кто это сделал и почему?
– Никогда учителя-предметники не получали доплату за работу с компьютером. Доплату получали и продолжают получать учителя информатики, за которыми закреплены компьютерные классы. Сколько они получают? Везде по-разному: где-то 10 процентов от оклада, где-то 15. Но доплата может быть и выше, ее размер определяется конкретно в каждой школе администрацией и профсоюзным комитетом.
– Но согласитесь, что вести урок с использованием компьютерных технологий сложнее, чем обычное занятие, которое проводится по накатанной колее. Сама подготовка к “компьютерному” уроку занимает гораздо больше времени и сил!
– Согласен, но это трудности переходного периода. Когда учитель-предметник перейдет с компьютером на “ты”, подготовиться к такому уроку ему будет несложно. Это обязанность каждого учителя, во всяком случае, такую задачу мы перед ними ставим.
– Ну а где, скажем, историку, литератору или физику искать программное обеспечение для своих уроков?
– Это уже наш вопрос – министерства и отделов образования в городах и районах. Мы приветствуем инициативу балтасинцев, новошешминцев, бугульминцев и представителей других районов, которые сами находят необходимые для школьного обучения программные продукты. Министерство централизованно закупило программу для уроков физики, сейчас наши специалисты переводят ее на татарский язык.
– А есть ли при министерстве или в подведомственных ему учреждениях специалисты, способные сами разрабатывать программные продукты? Особенно это актуально для так называемого регионального компонента образования: изучения татарского языка, национальной истории и культуры. Ни в Москве, ни в Питере, где обычно заказывается программное обеспечение, заниматься этим не будут.
– Таких специалистов у нас нет, но у нас есть сектор информатизации образования, среди многочисленных функций которого значится и поиск программных продуктов. Мы установили контакт с лабораторией искусственного интеллекта при КГУ и с группой ученых, которые занимаются этой проблемой. Видимо, министерство сделает ряд заказов. Сегодня сложность в том, что техника в школы пришла, но программного обеспечения к ней нет. В бюджете заложены на эти нужды средства, все зависит от того, как он будет исполняться.
– Вы упомянули о лаборатории искусственного интеллекта. В Интернете я обнаружил рекламу ее продуктов, в том числе компакт-диска, обучающего татарскому языку, но где их приобрести – ничего не сказано. Вам известна эта продукция, она используется в школах?
– Да, это компакт-диск “Мой первый татарский словарь”, учителя знают о нем и используют в своей работе. Правда, выпущен он незначительным тиражом и наших потребностей не удовлетворяет.
– Фарис Фахразович, мы говорим и пишем, что каждая школа в Татарстане обеспечена компьютерами. Но мне доподлинно известно, что есть школы-восьмилетки, где их и в глаза не видели. Хотя известно, что малыши легче осваивают сложную технику, у них нет такого страха перед ней, какой иногда возникает у старшеклассников.
– Мы выполнили все заявки, которые к нам поступили, не деля при этом школы на десятилетки и восьмилетки. Остались за бортом только начальные школы, где занимается всего 15-20 человек, но таких немного. Если в какой-то школе не установлен компьютерный класс, значит, районный отдел образования не подал на него заявку.
Да, информатику в школе надо вводить как можно раньше, и в России ставится задача начинать компьютерное образование со второго класса. И мы уже сейчас об этом думаем. Ввести дополнительный предмет не представляется возможным, но интегрировать информатику, например, с математикой, вполне допустимо. С нового учебного года начинается эксперимент – руководители районных отделов образования о нем предупреждены. Если желающие не найдутся, мы будем определять их сами.
– Насколько мне известно, вашим министерством готовится план создания единой компьютерной сети, которая объединяла бы все образовательные структуры республики. Более того, на базе школ, преимущественно на селе, планируется проводить компьютерные ликбезы для населения: каждый желающий сможет во внеурочное время прийти в школу и получить какие-то элементарные навыки. Не очередной ли это прожект?
– Это серьезные планы, это тот идеал, к которому мы должны стремиться. Уже во всех школах имеются локальные сети, следующий этап – компьютерная сеть в масштабе районов. Для этих целей приобретено 1000 модемов, которые устанавливаются в наших учреждениях. В конце все должно замкнуться на нашем министерстве.
– А как насчет обучения населения? Есть уже примеры?
– Пока нет, эти курсы будут платными или “бартерными”: школа предоставляет услуги населению, население – помощь школе. На данном этапе главная задача – обучить наших учителей. По федеральной программе мы получили еще 1600 компьютеров (помимо 9 тысяч уже имеющихся) для сельских школ, и сегодня можно сказать, что село лучше обеспечено компьютерным оборудованием, чем город.
– Невероятно! Мы привыкли к перекосам в другую сторону.
– Никаких перекосов не будет. В этом году начинается другая федеральная программа, рассчитанная на компьютеризацию городов и поселков городского типа. Она проводится на тех же паритетных началах, что и компьютеризация сельских школ. 40 процентов расходов берет на себя федеральный центр, 30 процентов – республиканский бюджет и еще 30 – муниципальные органы на местах. В программе могут участвовать все регионы, где изыщут такие средства. Татарстан свою заявку уже сделал. На ее выполнение потребуется почти 60 миллионов рублей: примерно 23 миллиона выделяет федеральный центр, остальное – мы.
Интервью взял