Как мы уже сообщали, Министерство образования РТ в конце минувшего года после публикаций нашей газеты объявило республиканскую акцию “Чистое слово”, призванную вести целенаправленную борьбу против сквернословия и оскудения речи. Редакция поддерживает эту инициативу и вводит новую рубрику, где с помощью квалифицированных филологов и педагогов будет открыт специальный “ликбез”. Как говорил К.Паустовский: “Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни”. Надеемся, что наши публикации подтолкнут к более глубокому изучению русского языка и освоению других языков, повысят требовательность к собственной речи и научат нас говорить правильно и красиво.
Известно, что школа должна учить литературному языку. Однако лингвисты утверждают, что в конкретных ситуациях общения можно использовать “семейные языки”, “профессиональные жаргоны”, “социальные диалекты” и разговорную речь. Только тогда литературный язык якобы становится живым, действенным, интересным. В противном случае:
“Как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова”.
(Н.Гумилев).
Сегодня же мы пожинаем плоды, созревшие в зарослях пренебрежения к литературному языку. Безграмотность носителей языка дошла до катастрофического состояния, всеобщее увлечение жаргонными выражениями и даже сквернословием наблюдается повсюду: на улице, дома, по радио и на телевидении, в театре, в общественном транспорте…
Школа не изолирована. И наши школьники усваивают язык из опыта человеческого общения и даже “из воздуха”.
Речь современного школьника пестрит словечками: тараканит, прикол, колбаситься, балдеж, стукач, облом, зенки и многими-многими другими.
Уже обычными стали фразы: “я чё, лысый?” (я не хуже других), “в натуре” (по правде говоря, в самом деле), “пошли хавать” (идем кушать).
Безусловно, большая часть школьников не осознает истоков возникновения слов, засоряющих их речь, но твердо верит в то, что жаргон нужен им, чтобы общаться на своем языке и отличаться от взрослых. Некоторые из них утверждают, что говорить на правильном литературном языке скучно.
А мы, взрослые, прислушаемся, правильно ли мы пишем, говорим. Увы, речь, звучащая с телеэкрана и в эфире, уже давно не является образцом точности и грамотности, а ведущие на радио и ТV вносят свой вклад в “размывание языковой нормы”.
А вот “перлы” родителей из заявлений и объяснительных: “я застукала их в заброшенном сарае”, “он мальчик не хулиганистый, а просто хотел прикольнуться”, “он влипнул в компанию крутых парней”…
И, к сожалению, имеют место нравоучения, как правило, молодых учителей: “хватит хипповать в школе”, “вот вы все тут балдеете!”, “ну ты и оборзел!”.
В нашем Вахитовском районе методическое объединение учителей русского языка и литературы одной из главных задач считает формирование у школьников умение контролировать собственную речь. Современные учебники не содержат достаточного количества тренировочных упражнений. Вот и приходится учителям предлагать устные и письменные задания на распознавание ошибок по материалам прессы, в теле- и радиопередачах, в разговорной речи знакомых и друзей и даже в сочинениях и изложениях одноклассников. Таким образом, подросток систематически анализирует услышанную разговорную речь или прочитанный текст. Интересны авторские программы педагогов по проблеме чистой речи для учащихся и для родителей.
Приятно, что лед тронулся, пресса откликнулась, учителя готовы поделиться опытом работы.
“В будущее – без ошибок” – этот девиз акции наиболее полно и емко отразил стремление ее участников войти в новый век без ошибок, ошибок не только грамматических, но и жизненных. Молодежь сегодня сталкивается с серьезными проблемами: подростковая преступность и беспризорность, вредные привычки и наркомания, и именно сейчас старшеклассникам нужны такие духовно-нравственные ориентиры, которые помогли бы им избежать ошибок и выбрать верный путь.
А сделать это сможет только грамотное поколение, грамотное в смысле знания своих прав и выполнения обязанностей, грамотное в смысле заботящееся и знающее все о своем здоровье, грамотное во всех других смыслах.
Увы, из более 130 собравшихся школьников и педагогов района лишь одна – десятиклассница 12-й женской гимназии Ильянур Алмаутова – блестяще справилась с заданием. Из педагогов же “отлично” не получил никто (справедливости ради необходимо отметить, что тесты для учащихся и учителей были разной категории сложности).
В начале декабря начались школьные этапы акции. Первой эстафету приняла школа № 51, где заместители директоров по воспитательной работе школ района стали непосредственными участниками акции вместе с десятиклассниками этой школы.
По условиям акции принимать участие в ней не могли лишь педагоги, имеющие специальности “русский язык и литература”, “татарский язык”, “английский язык” соответственно, так как в современной школе грамотным должен быть любой педагог, будь то учитель физкультуры, математики, географии… Еще вчера ответственность за обучение правильной грамотной речи возлагали на учителей русского языка и литературы, сегодня – на каждого педагога.
Организаторы акции не задавались целью изучить глубину знаний правописания старшеклассников и тем более учителей, подобрав для минитестирования несложные, часто встречающиеся в устной и письменной речи обороты и выражения. И кажущиеся на первый взгляд легкими и знакомыми слова и предложения ставили участников в тупик. Этим мы и заставили их задуматься, устыдиться своей неграмотности, заглянуть в учебники и словари.
О многом говорят и следующие цифры: из 73 участников акции “Грамотное поколение” в школе № 51 – 12 выполняли задание по татарскому языку, 27 – по английскому языку, по русскому языку выполняли задание все, но справились с ним на “5” только 2 десятиклассника и 2 педагога.
Самые грамотные и поэтически одаренные старшеклассники и педагоги получили от спонсоров акции – профсоюза работников образования Вахитовского района и префектуры “Старо-Татарская слобода” подарки: словари и книги.
Книга, как известно, источник мудрости и образец грамотности, а “грамоте учиться – всегда пригодится”, гласит народная пословица.
Л.НУГУМАНОВА.
Начальник отдела образования
Вахитовского района г. Казани.
Э.АБДУЛЛИНА.
Заведующая отделом по работе со старшеклассниками
Центра детского творчества и досуга
Вахитовского района г. Казани.