Попечители поневоле

Похоже, что наше просвещение предприняло очередную попытку реанимировать образовательную сферу и саккумулировать вокруг себя дополнительные ассигнования.

Похоже, что наше просвещение предприняло очередную попытку реанимировать образовательную сферу и саккумулировать вокруг себя дополнительные ассигнования. Иначе чем можно объяснить тот факт, что в эти дни в отдельных школах Лениногорска проходят родительские собрания, на которых пап и мам провозглашают попечителями и призывают сдавать деньги на поддержку учебных заведений? Встречаю на днях свою давнюю знакомую, а на ней лица нет.


– Чем вы так омрачены, Раиса Петровна? – интересуюсь у матери двоих детей.


– Да тут впору заплакать, – отвечает она, – иду с родительского собрания. Сегодня классная руководительница ошарашила очередным известием – в школе попечительский совет учредили, а нас, родителей, обязали за весь учебный год сдать 90 рублей – по 10 рублей за каждый месяц обучения. Были б деньги, разве жалко! Ты же знаешь, что мой Михаил уже полгода нигде не работает. На всем приходится экономить, еле-еле сводим концы с концами…


– Почему бы вам не отказаться от попечительства?


– Да что ты! Учительница сослалась на директора школы и сказала, что этот взнос обязательный для всех, исключение сделали только для матерей-одиночек.


Подобные диалоги можно услышать повсеместно. В памяти сразу же всплывают события трехлетней давности. Многие лениногорские родители наверняка помнят пресловутое постановление № 931 от 29 сентября 1998г. главы администрации И.Садриева “О мерах по сохранению системы дошкольного образования”, на основании которого в Лениногорске фактически были “узаконены” поборы с родителей в детских садах. Горожане вместо общедоступного и бесплатного образования, гарантированного статьей 43 Конституции РФ, тогда получили платное и для многих, увы, уже недоступное обучение. К счастью, вскоре после вмешательства редакции газеты “Республика Татарстан” (24 ноября 1998 г. публикация “Родитель в роли “спонсора?” и 16 декабря 1998 г. публикация “Сколько нужно платить за детсад, чтобы малыши не падали в голодные обмороки?”) данный документ городская прокуратура опротестовала как противоречащий действующему законодательству, а поборы – запретила.


И вот, спустя три года, мы сталкиваемся с новым явлением – попечительством. А что это такое? Обратимся к словарю С.Ожегова:


“Попечитель – официально назначаемое лицо для попечения о ком-нибудь. В царской России: звание руководителя некоторых учреждений, а также лицо, имеющее это звание. Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних граждан; меры для попечения над кем-нибудь”.


Казалось бы, идея попечительства благородная. В соответствии со статьей 41 Закона РФ “Об образовании” школы, действительно, получили возможность привлекать дополнительные средства за счет предоставления платных образовательных и иных, предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. Эти деньги могут использоваться на развитие школы, осуществление образовательного процесса, приобретение предметов хозяйственного пользования, обустройство интерьера, проведение ремонтных работ, организацию досуга и отдыха детей, другие нужды. Министр общего и профессионального образования РФ В.Филиппов в инструктивном письме


№ 57 от 15.12.1998 г. дал однозначное пояснение: “внесение денежных средств (пожертвований) физическими и (или) юридическими лицами, в том числе родителями (законными представителями обучающихся), осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения”.


Однако на практике принцип добровольности часто подменяется принудительной мерой, якобы исходящей от директора школы или заведующего гороо. Иначе чем можно объяснить то обстоятельство, что в средней школе № 2, например, установили строго фиксированный размер “попечительского” взноса – 90 рублей за весь учебный год (по 10 рублей за каждый месяц обучения)? Получается, если один родитель принес в школу пожертвование в размере 5 рублей, а другой – 100, то в первом случае обяжут доплатить недостающие 85 рублей., а во втором – дадут 10 сдачи?.. Или все же будет лучше, если школы откажутся от установленной непонятно кем строго фиксированной суммы? На мой взгляд, собрания с попечителями поневоле правильней было бы проводить не классным руководителям и директорам школ, а членам законно избранного попечительского совета, таким образом, не подрывая благородную идею защиты прав и имущественных интересов несовершеннолетних.


Позволю себе еще одно добавление. Почему-то некоторые городские образовательные учреждения стараются привлечь дополнительные финансовые средства только с родителей. Коль это так, возможно, есть необходимость создать в каждой школе сеть платных услуг – репетиторство, факультативы, дополнительные занятия по заданным темам во внеурочное время. С родителями тех детей, которые пожелают получить углубленные знания, школа могла бы заключать договора об оказании платных образовательных услуг. Часть вырученных средств можно было бы выделять на внутренние нужды, например, покупку пробирок и химических реактивов, да и учителя не оказались бы в проигрыше – получили дополнительный приработок и весомую доплату к заработку. Благо действующее законодательство не запрещает подобный вид деятельности. Отдельные директора наших школ сетуют на то, что они не являются распорядителями банковских счетов. Но это не беда. Согласно письму Государственной налоговой службы №Вк – 6-12.748 от 25.10.1996 г. “О правах налогоплательщиков на открытие счетов” попечительским советам предоставлена возможность открывать свои счета в банках или иных кредитных организациях, ни с кем не согласовывая ни вид банка, ни количество счетов.


Анализ российской практики в области образования, описанный в научно-практическом журнале “Завуч” № 3-2001 г., показывает, что появление попечительских советов в форме юридического лица позволяет школам направлять в свои фонды заработанные внебюджетные средства и тем самым выводить их из-под управления третьими лицами, например, того же заведующего гороо. Совет совершенно независим от властных или управленческих органов, он подчиняется только закону и собственному уставу. В перспективе у таких советов могут быть сформированы финансовые средства и имущество, права собственности на которые должны подкрепляться положением о попечительском совете и его стандартам. Выгоды очевидные, они способствуют большему простору для творчества педагогов и их достойных заработков. А поскольку ныне действующие пришкольные советы попечителей Лениногорска не прошли государственной регистрации, следовательно, они не обладают гражданской правоспособностью: не являются субъектами правоотношений, не имеют собственности и счетов в банках, они не способны приобретать имущество и выступать истцами и ответчиками в суде, не несут обязанностей. Нужны ли нам такие советы попечителей? Думаю, что нет!


Образование – важнейший фактор развития общества. Государство, конечно, не жалеет денег на просвещение, однако реальность такова, что их оказывается недостаточно. Сегодня задача образовательных учреждений, на мой взгляд, заключается не только в предоставлении населению общедоступного и бесплатного образования, но и в привлечении внебюджетных средств за счет предоставления дополнительных образовательных услуг. Поэтому очень хочется, чтобы основополагающий принцип добровольности в школах не нарушался и каждый родитель имел бы возможность принимать решение по уплате пожертвований самостоятельно, а не по принуждению учителя или директора школы.


Виталий КАЗАЧКОВ.
Корреспондент лениногорской районной газеты “Заветы Ильича”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще