Результаты есть. Но успокаиваться рано

Как в Казани реализуется Закон “О языках народов Республики Татарстан” и выполняется программа по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в городе?

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

Как в Казани реализуется Закон “О языках народов Республики Татарстан” и выполняется программа по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в городе? Этот вопрос обсуждали 11 декабря на совместном заседании постоянные комиссии Государственного Совета РТ по науке, образованию, культуре и национальным вопросам и Казанского объединенного Совета народных депутатов по культуре и национальным вопросам.


Проблемы совершенствования обучения на татарском языке в общеобразовательных учреждениях Казани регулярно поднимаются на заседаниях комиссий, в том числе и на совместных. И как отметили народные депутаты, за 10 лет работы по возрождению национального образования в городе в этом направлении было сделано немало. Сегодня татарский язык изучается во всех учреждениях образования. А до 9 класса оба государственных языка Татарстана изучаются в равных объемах. Стимулируется привлечение высококвалифицированных кадров для работы на двух государственных языках в сферах образования, культуры, транспорта. Однако, по мнению членов комиссий, нынче гораздо важнее не констатировать достижения, а выявить недостатки и постараться их устранить. Так, депутатами отмечалась необходимость усиления контроля за своевременным оснащением библиотек литературой на татарском языке и на языках народов, проживающих в Казани. Очень низким остается техническое и методическое обеспечение процесса изучения татарского языка в учебных заведениях и организациях. Деловые совещания, оформление наглядно-информационной атрибутики города ведутся, как правило, лишь на русском языке.


Безусловно, одна из основных причин многих недостатков при реализации закона и городской программы – неудовлетворительное финансирование. Зарплата у работников образовательной сферы остается невысокой, да и ту выплачивают с задержками. Не удивительно, что проблема с кадрами остается одной из самых острых. Она усугубляется и жилищным вопросом: дефицит преподавателей татарского языка вынуждает городские власти привлекать молодых специалистов из районов республики, но в этом случае неизменно встает проблема с обеспечением жильем. И эти вопросы, по мнению двух комиссий, должны решаться органами исполнительной власти в первую очередь.


Народные депутаты также сетовали на невысокое качество обучения и преподавания татарского языка в учебных заведениях города (накануне заседания многие из них побывали в различных школах и детских комбинатах) и призвали Кабинет Министров и, в частности, Министерство образования обеспечить в полном объеме учебно-наглядными пособиями и литературой на татарском языке дошкольные учреждения и школы, добиваться выполнения Закона “О языках народов Республики Татарстан” в части организации воспитания в дошкольных учреждениях на двух государственных языках в равном объеме. Как резюмировал председатель комиссии Госсовета РТ Р.Валеев, следует максимально форсировать эту работу, тем более что вскоре в парламент Татарстана будет внесен законопроект об административной ответственности за невыполнение закона о языках народов РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще