Прошедшая в Казани межрегиональная конференция “Феномен человека: дух, душа, духовность” с участием ведущих философов России и Татарстана еще раз констатировала, что у нас до сих пор отсутствует единая естественно-научная теория человека и нет ясного представления о понятиях духа и души (психики). Конечно, в такой обстановке любой человек выглядит слепцом, шагающим вперед, но неизвестно в каком направлении.
Не понимая, что такое духовность, высокие государственные чиновники молчком переложили этот вопрос на плечи религии (которая, напомню, официально отделена от государства). И вот деятели различных конфессий рьяно принялись за дело по запутыванию людей, не склонных к научному познанию и философскому творчеству. Можно ли противостоять этому? Безусловно.
Прошедшая в конце октября 2001 года в Казани республиканская научно-практическая конференция “Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования РТ” показала успехи и трудности в этом направлении. Поговорим о некоторых из них.
В связи с современными достижениями общей психологии в школе больше стали уделять внимания развитию способностей восприятия, памяти, речи и т.д. О важности такой работы над собой говорит следующий факт. Из-за отсутствия доверия к собственным чувствам, недоразвитости психологических и духовных способностей большинство людей даже не подозревает о том, что находится в ситуации бушующей мировой информационной войны. Поддаваясь разнообразным дезинформационным воздействиям, народ все последние годы доверчиво отдавал свое национальное богатство доморощенным и заграничным расхитителям. В социуме распространились вирусы воровства и паразитизма, экономика оказалась парализованной.
Думается, излишне даже спрашивать, проводятся ли в школе уроки нравственности на эти темы, особенно тогда, когда педагогам по нескольку месяцев кряду не выдают даже нищенскую зарплату. Ныне приходится признать: нарушился в целом энергоинформационный обмен в социальной среде, между людьми растет отчужденность, в результате каждый вынужден думать только о собственном благополучии.
В немалой степени этому способствовало и однобокое мышление главных архитекторов и других ответственных государственных лиц. Возьмем, к примеру, возведение в крупных городах “спальных” районов, вмещающих порой до трехсот тысяч человек и не имеющих ни одного Дома культуры, библиотеки или стадиона. В Казани такими каменными джунглями, лишенными признаков истинной цивилизации, оказались Ново-Савиновский и Приволжский (особенно микрорайон Азино) районы. Вдумайтесь только: ведь население каждого девятиэтажного четырехподъездного дома сравнимо с большой деревней! Это сколько же спортзалов, библиотек, помещений для кружковых занятий детей не достроено! Вот и получается, что место ребятни – на лестничных площадках и в подворотнях, а удел взрослых – пьянство, кухня и телевизор.
Однако нет худа без добра. В создавшейся социальной обстановке наиболее приемлемыми оказываются принципы развития целостно-универсальной личности. Актуализируется проблема самостоятельности. Рассмотрим некоторые ее аспекты.
Самообразование. Это важнейший способ интеллектуального саморазвития человека. К сожалению, еще нет разработанных методик, позволяющих нам совершенствоваться и жить, например, до 120-150 лет. Особенно проблематично положение у детей. При возникновении той или иной сложной жизненной ситуации ребенок чаще не знает, с кем ему проконсультироваться, где обсудить свой каверзный вопрос. Не всегда он может пойти в библиотеку, спросить у педагога или родителя. Часто и сам вопрос быстро забывается. Тут важным оказывается личный дневник самонаблюдений или просто дневник без чужих оценок.
К сожалению, педагоги редко согласовывают между собой домашнюю нагрузку учащихся. Дети физически не успевают выполнять множество рефератов, и тогда сердобольным родителям приходится отдуваться за своих чад – искать нужную литературу, а то и сочинять за них. От такой медвежьей услуги никто не выигрывает, в этом случае процесса самообразования не происходит.
Самонаблюдение. Проведенные нами исследования показали, что школа мало обращает внимания на развитие у детей ощущений и чувств. Развивая больше интеллектуально-логические способности (левое полушарие мозга), забывают о чувственно-воспринимающей функции мозга (правое полушарие). Поэтому люди могут всю жизнь не замечать не только самих себя, но и окружающую их красоту. Проверяя, например, наблюдательность детей, можно попросить их назвать хотя бы десять качеств снега из пятидесяти известных. Для развития синестезических способностей мы просим нарисовать тридцать знакомых и незнакомых запахов, а затем еще и написать маленький рассказ о каждом запахе. И представьте, дети в восторге от таких занятий! Вывод: негативное отношение к развитию экстрасенсорных способностей только тормозит развитие человека, ибо нарастает его отчужденность с окружающей природой и животным миром.
Самооздоровление. В последнее время эта важная сторона жизнедеятельности человека набирает опыт. Издано много методик по самооздоровлению. Изучать свой организм каждый обязан с малых лет. Можно долго удивляться способностям животных излечивать самих себя, ведь они-то умных книжек не читают! Однако все очень просто: наблюдательность, практика, запоминание, самоконтроль – это под силу каждому из нас. Рациональное питание, самомассаж, физкультура, закалка и тренировка, аутотренинг, медитации – всем этим арсеналом средств здорового образа жизни каждому человеку необходимо пользоваться ежедневно.
Память. В школе считается, что память у всех примерно одинакова и нет нужды ее развивать. Однако это ошибочное мнение. Существует несколько десятков видов памяти, причем их нужно активно развивать, если хотим быть здоровыми.
Биокомпьютер. Последние пять лет в Москве, Казани, Киеве и других городах развивается фундаментальное направление по изучению резервных возможностей человека. Результаты исследований потрясают. Мы словно заново открываем человека, его возможности не поддаются пока научному объяснению. Развитие биокомпьютерных способностей – самый совершенный на сегодняшний день инструмент саморазвития человека. Причем этот живой внутренний механизм, нарабатываемый вначале с помощью учителя по специальной методике, можно затем бесконечно совершенствовать. Это означает, что можно не только регулировать свое самочувствие, но и пользоваться практически безграничной памятью, развить в себе радарное зрение, предсказательные чувства (скажем, стопроцентное отгадывание без гадания) и т.д. В Казани мы проводим исследования биокомпьютерных возможностей человека под эгидой Академии наук Республики Татарстан по адресу: улица Волгоградская, 49.
Самоанализ. Такая мыслительная работа возможна как философское творчество. Духовность начинается с вопросов, поэтому ребенок-почемучка – уже начинающий философ. Чем раньше человек научится строить различные картины мира, тем легче ему будет найти свое место в жизни, ставить свои цели, сопоставляя и согласовывая их с известными социальными задачами и программами.
Вот таким образом человек сам создает свою востребованность в обществе.
Равиль ИСХАКОВ.
Президент Татарстанского отделения
Международной академии энергоинформационных наук,
доктор философии.