Сегодня в Доме техники Бугульмы состоится чествование известного бугульминского ученого, доктора педагогических наук, профессора Анатолия Васильевича Ефремова в связи с 40-летием его научно-педагогической деятельности.
Анатолия Васильевича знают в городе, наверное, все – и взрослые, и дети. Ведь одни сами учились у него математике в школе, у других учились дети, третьи просто наслышаны о нем, как об интересном человеке и общественном деятеле. Да и как его не знать! Бугульминцы избирали А.В.Ефремова народным депутатом республики, городского Совета.
Не случайно в настоящие праздники общественности города и района вылились в свое время вечера-портреты, посвященные 50-летию и 60-летию А.Ефремова – известного в стране педагога, доктора наук, члена-корреспондента и академика, писателя, патриота родного края.
Перефразируя Маяковского, А.В.Ефремова можно по праву считать горделивостью Бугульмы. Недаром ему присвоено звание почетного гражданина города.
“В эту школу он ходил учеником, – вспоминал бывший директор средней школы № 6 Бугульмы В.Пеструхин, – в нее же пришел и учителем. Должно быть, юношу покорил труд педагога, научившего его читать, писать, познавать мир, любить людей. Учась в Мелекесском педагогическом институте, он самостоятельно, сверх программы, изучал труды великих математиков, историю математики и физики. А практику проходил опять в стенах родной школы у своих учителей”.
А потом – более 40 лет преподавания математики в средней школе № 6. Дотошные коллеги как-то подсчитали, что за это время учитель А.Ефремов провел свыше 45 тысяч уроков. И каких уроков! О бугульминском учителе-новаторе узнали республика и страна.
Он умел увлечь детей своим любимым предметом, потому что очень тщательно готовился к каждому занятию. Вот что, к примеру, писала “Пионерская правда” в январе 1989 года об уникальных ефремовских уроках: “Его ученики отвечали на уроках сидя, потому что, как считал Ефремов, это удобно и для ребят, и для него. “Представьте, – говорит он, – пока ученик с грохотом отодвинет стул, пока встанет, пока сядет и опять задвинет свой стул… Мне этого времени жаль”.
В разных классах его уроки проходили по-разному. Почему?
– Нет двух одинаковых классов, – убежден Ефремов. – Значит, и учить нужно по-разному.
На его уроках в классе не было “Камчатки”, так как все ученики работали. И лес поднятых рук – тому подтверждение.
Коллеги и специалисты отмечали главное на его занятиях – интерес к математике.
– Не надо “вбивать” в голову учащегося как можно больше знаний. Законов, правил, теорем – бесчисленное множество. Главное – научиться методам-ориентирам. “Урок не кажется длинным, потому что каждый ученик на нем был замечен и “пел” своим голосом”, – не уставал повторять А.Ефремов, когда выступал перед коллегами, обмениваясь своим опытом новатора-учителя.
В 1984 году модели, разработанные А.Ефремовым и его учениками, были удостоены диплома первой степени на конкурсе наглядных пособий и технических средств, организованном Всесоюзным научно-методическим центром профессионально-технического образования молодежи. В 1992 году вышел учебник А.Ефремова “Алгебра и начала анализа”. Тогда же он был удостоен премии академика П.Эрдниева, ученого с мировым именем, который считал, что ученик лучше и быстрее усваивает блоки учебного материала, а не отдельные его детали. Бугульминский педагог не только углубил и обогатил это положение, но и постарался внедрить его в повседневную учительскую практику.
Анатолий Васильевич много лет вел семинары и курсы, организованные в Бугульме Татарским институтом усовершенствования учителей. Учителя из районов республики и регионов России могли воочию убедиться, что у педагога-новатора Ефремова ученики сами добиваются знаний, а он лишь направляет, помогает им. Авторские курсы Ефремова активно и плодотворно пропагандировали педагогику сотрудничества. Более двух тысяч учителей из разных регионов России и СНГ побывали на них.
“Бриллиантом глубинки” назвали А.Ефремова однажды в Москве. Небезынтересно на сей счет воспоминание российского ученого Н.Зельберберга о знакомстве с Ефремовым: “Произошло это в кабинете Юрия Константиновича Бабанского, бывшего в то время (в 1978 г. – Прим. автора.) вице-президентом Академии педагогических наук. Будучи у него на приеме, я зашел в кабинет Юрия Константиновича после молодого стройного мужчины. Бабанский сидел, о чем-то задумавшись, а потом явно под влиянием недавнего разговора сказал: “Предыдущий посетитель, работая в маленьком городе России, в обычной школе, каких тысячи, один, без всякого указания, не требуя никакой платы и признания, выполняет работу целого научно-исследовательского института”.
Вот такой педагог живет в Бугульме…