“Золотой” уровень – цель благородная

И при неокрепшей экономике реально управлять здоровьем детей – к такому выводу пришли участники и гости первого республиканского форума школ, содействующих здоровью, который прошел в Набережных Челнах.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

И при неокрепшей экономике реально управлять здоровьем детей – к такому выводу пришли участники и гости первого республиканского форума школ, содействующих здоровью, который прошел в Набережных Челнах.


Выступая с докладом на пленарном заседании, министр образования РТ Ф.Харисов напомнил, что задачи в сфере воспитания подрастающего поколения были сформулированы Президентом Татарстана М.Шаймиевым на августовском совещании учителей республики в 1998 году. Педагоги получили своего рода госзаказ. Для его выполнения Министерство образования разработало межведомственную программу духовного и физического оздоровления детей, направленную на слом прежних стереотипов восприятия средней школы как учреждения, где за приобретенные знания ребенок неизбежно расплачивается здоровьем. Между тем знания – не самоцель, а всего лишь средство развития ребенка, причем гармоничного.


О том, к чему приводит неправильный выбор приоритетов в работе школы, свидетельствует статистика. В 2000 году в РТ среди подростков до 14 лет здоровые составляли 19,2 процента, больные – 12,2 процента, а оставшиеся две трети входили в так называемую группу риска, то есть нуждались в срочном проведении реабилитационных мероприятий. Как создать школу, содействующую здоровью, не превращая ее в лечебное учреждение? Понятно, что нужны новые технологии оздоровления детей средствами образования. Их-то и берут на вооружение школы, чтобы сначала стать “бронзовыми”, а потом попытаться повысить свой статус до “серебряного” и “золотого” уровней.


Через год после начала эксперимента, кстати, получившего высокую оценку Министерства образования России, на “бронзовый” уровень вышла 781 средняя школа республики, из них в нынешнем году 127 удостоились звания “серебряных”. Хотя, возможно, не во всех отмеченных учебных заведениях постановка оздоровительной работы заслуживает сравнения с благородными металлами. Кому-то, особенно в сельской местности, высокое звание присвоено авансом. Но мы сознательно пошли на это, подчеркнул Ф.Харисов, чтобы подтолкнуть педагогическое сообщество к структурной перестройке учебного процесса. В дальнейшем для подтверждения школами завоеванного статуса требования будут расти.


В полной же мере эффект от внедрения новой идеологии в сфере образования скорее всего проявится на завершающей стадии эксперимента. Пока же на диаграмме не прослеживается прямая связь показателей заболеваемости детей в регионах республики с количеством школ “серебряного” уровня на их территориях. Например, наиболее крепкие дети растут в Предволжье, а новаторских педколлективов здесь отнюдь не больше, чем на северо-западе Татарстана, где на 1000 ребят приходится 814 с ослабленным здоровьем. Хотя не исключено, что такая нестыковка – результат устаревших критериев оценки качества работы педагогов и медиков.


Начальник отдела охраны материнства и детства управления здравоохранения администрации Набережных Челнов А.Зотов, выступая на форуме, сказал парадоксальную вещь: заболеваемость детей растет, так это… хорошо! Мы тоже сначала переживали, глядя, как кривая на соответствующем графике ползет вверх. Но потом задумались. Когда фиксируется малейшее недомогание ребенка и он своевременно вылечивается, меньше становится случаев тяжелой патологии. В итоге в детских больницах в полтора раза сократилось число коек, и теперь их достаточно, а ведь прежде не хватало. Количество призывников, годных к военной службе, за последние три года возросло в городе с 14 до 30 процентов. Вот это показатель.


Мы идем в правильном направлении, заключил А.Зотов. Одновременно он высказал пожелание в адрес министерства: нужно осторожнее использовать при оценке работы школ “импортные” параметры. Например, сейчас внедряются паспорта физического здоровья учащихся. Дело стоящее. Только вот мониторинг их здоровья осуществляется по таким показателям, как проба Штанге и т.д., которые школьным фельдшерам малопонятны.


Комплексно-целевая программа “Здоровье”, предусматривавшая валеологическое образование учащихся, была принята в автограде еще в 1993 году. Однако система формирования здоровьесберегающей среды в его образовательном пространстве стала стройнее с появлением республиканской программы – таково мнение начальника управления образования городской администрации Р.Халимова. И он доказал это на конкретных примерах. Уровень информированности школьников по проблемам здорового образа жизни достиг 83,7 процента, у родителей он пока в два раза ниже. Наблюдается положительная динамика и в оценках физического и гармонического здоровья учащихся. Правда, эти изменения в 2000-2001 годах не превышают одного процента, то есть находятся в пределах погрешности подсчетов… Но в том, что касается борьбы с наркоманией, достижения очевидны.


Еще недавно автоград был самым “продвинутым” городом в республике по употреблению “дури” молодым поколением. А сейчас опустился на четвертое место. Его опыт тем более заслуживает внимания, поскольку темпы роста наркотизации подростков, сообщила начальник отдела Минздрава РТ З. Галеева, таковы, что Татарстан рискует превзойти по распространенности наркотиков средний федеральный уровень. Альметьевск и Бугульма уже могут этим “похвастать”.


Оптимистические нотки в выступлениях участников форума все же преобладали. Предложения педагогов и медиков звучали в унисон: надо помочь подростку стать устойчивым к стрессам. Именно депрессивные состояния чаще всего провоцируют приобретение учащимися вредных привычек. Самое радикальное профилактическое средство против одиночества – любовь к детям, которые всегда должны иметь возможность поделиться своими тревогами с учителями, с классным руководителем.


Один из приоритетов республиканской программы – борьба с насилием в школах. К сожалению, драки, не говоря уж о банальных подзатыльниках младшим по возрасту, вымогательство денег, оскорбления подчас не воспринимаются в школах как нечто из ряда вон выходящее. Не покончив с равнодушием окружающих, в первую очередь педагогической общественности, трудно рассчитывать на то, что в учебных заведениях восторжествует добро.


Первый республиканский конкурс театров здоровья подтвердил, что дети лучше влияют на сверстников, чем взрослые. Следующее замечание: для повышения эффективности пропаганды здорового образа жизни педагоги сами должны его придерживаться. И это правило становится для многих очевидным. Финал спортивных игр “Аргамак” собрал нынешним летом в Казани около тысячи учителей. Как признался министр Ф.Харисов, он даже не ожидал такой массовости. Это хороший знак. Чтобы называться школой “золотого” уровня, содействующей здоровью, дружить с физкультурой, помимо ребят, должен каждый член педагогического коллектива. И есть надежда, что по итогам нынешнего учебного года в республике какое-то из образовательных учреждений обретет высший статус.


Здоровье – категория еще и экономическая. Начальник управления детских дошкольных учреждений администрации Набережных Челнов Й.Шарипов рассказал о своем опыте оздоровления персонала. Он узаконил правило: если воспитательница или нянечка в течение года ни разу не брала больничный лист, она получает три дня дополнительного отпуска. За год потери рабочего времени из-за простуд сократились в два раза! Таким образом, санкционированные свыше “прогулы” работников детсадов были с лихвой компенсированы.


Надо бы и в министерстве создать фонд для поощрения коллективов, сделавших свои школы “серебрянными”, считает Й.Шарипов. А также распространить квалификационные характеристики для школ, содействующих здоровью, на сеть детских дошкольных учреждений. Это обеспечило бы преемственность в воспитании подрастающего поколения. Существующий сейчас разрыв между детсадом и начальной школой приводит к печальным последствиям для здоровья малышей.


Участники форума сошлись на том, что межведомственный подход к решению возникающих на пути педагогического сообщества проблем позволит достичь поставленной перед ним глобальной цели. Это – формирование нового человека, успешного в жизни, умеющего ценить свое здоровье и здоровье окружающих.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще