Российские научные разработки для так называемых “звездных войн” дают нашей стране шанс стать лидером производства процессоров для компьютеров и сулят отрасли многомиллиардные обороты. Посетивший Россию директор научно-исследовательской лаборатории по микропроцессорным технологиям корпорации “Интел” Джастин Раттнер обратился через журналистов к руководителям научных учреждений и военному ведомству с предложением участвовать в создании новейших процессоров.
“Это возможность для России стать мировым технологическим лидером”, – сказал Раттнер. И шутя пригрозил, что, “если Россия ничего не сделает, мы научим этому японцев”.
Как считает Джастин Раттнер, японцы вряд ли будут сейчас тягаться с россиянами и американцами. Они “сознательно тормозят развитие таких технологий, потому что сделали ставку на (традиционную) оптическую литографию”.
Речь идет об изготовлении кристаллов микропроцессоров, представляющих силиконовый “слоеный пирог”, на который, как в фотографии, при помощи светового луча наносится “рисунок” транзисторных схем. Затем “рисунок” вытравливается, а выемки заполняются.
В соответствии с технологическим законом, выведенным одним из основателей “Интела” Гордоном Муром (“закон Мура”), индустрия удваивает количество транзисторов на кристалле каждые два года, и, соответственно, цена процессоров пропорционально уменьшается. Однако технологам приходится сталкиваться с такими естественными ограничениями, как физические возможности силиконового кристалла или неспособность (при определенной длине волны) света, наносящего “рисунок”, проходить через фокусирующую линзу. В “Интеле” видят выход в переходе от ультрафиолетовых технологий к рентгеновским. Для этого нужно суметь сфокусировать при помощи “идеального зеркала” пучок “мягкого” рентгеновского излучения.
Эти принципы были положены в основу разработок для так называемых “звездных войн”. Как считают в США, российские ученые значительно опередили их в исследованиях источников мягкого рентгеновского излучения. И теперь, если российская сторона будет готова сотрудничать с “Интелом”, говорит Раттнер, коммерческая выгода может составить миллиарды долларов.
“Каждое устройство (для рентгеновской литографии) стоит от 40 до 50 млн. долларов, – поясняет он, – а на каждой фабрике (по производству процессоров) требуется 30-50 таких машин”.
Одна из 17 исследовательских лабораторий “Интела” находится в Нижнем Новгороде. Костяк ее составили ученые из расположенного в Сарове (бывший Арзамас-16 Нижегородской области) Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики. Проблемами литографии, объяснил Раттнер, там не занимаются, а разрабатывают, в частности, программное обеспечение для будущих процессоров.
Александр ЛЕВИНСКИЙ.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”