Россию возродит школьный учитель

Качество российского образования имеет высокий рейтинг на мировом уровне, и считать, что наша школа хуже европейской или американской, нельзя.

Качество российского образования имеет высокий рейтинг на мировом уровне, и считать, что наша школа хуже европейской или американской, нельзя. Не случайно лучшие в мире математики, программисты и т.д. именно российские.


Однако возникает вопрос: почему, имея таких специалистов, наша страна не может производить конкурентоспособную продукцию? Ответ прост. Оказывается, лучшими можно назвать далеко не всех. Проблема качества образования – одна из основных проблем нашей школы. Чем это обусловлено?


Во-первых, почти 50 процентов учащихся средних школ не усваивают программу естественно-математического образования. Об этом прямо было заявлено с трибуны Всероссийского совещания работников образования в январе 2000 года. Проблема связана с общей стратегией просвещения XX века – переходом на всеобщее среднее образование. Однако отказ от обязательного среднего образования не привел к заметному повышению качества образования. По крайней мере показатели повышения не сильно отличались от показателей снижения уровня охвата молодежи полным средним образованием.


Во-вторых, образовательные учреждения пока еще не справляются со многими проблемами воспитания, прежде всего с формированием у школьников такого важного качества, как ответственность. У многих выпускников школ (и не только школ) нет большого желания выполнять свою работу качественно, у них не сформирована к этому внутренняя потребность. Отсюда неконкурентоспособность специалиста и производимой им продукции.


Будущее поколение должно получить в наследство новое мировоззрение. Лев Толстой писал: “Век и конец века … не означают конца и начала столетия, но означают конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения”. И, по всей вероятности, ответственность должна стать характерной чертой мировоззрения людей XXI века.


Важной проблемой школы является и система оценки результатов учебной и профессиональной деятельности. К сожалению, рейтинговая система оценки успеваемости не является единственным определяющим фактором при поступлении в вуз, так же, как и профессионализм – для устройства на престижную работу. В итоге современный учитель ущемлен не только профессионально, но и морально.


В условиях, когда индустрия знаний переживает прогресс, когда информационные средства открывают удивительные перспективы для учебной и профессиональной деятельности, образование может стать решающим фактором экономического развития нашей страны. Видимо, уже недалек тот день, когда специалист без компьютерной грамотности будет не в состоянии выполнять свои функциональные обязанности. Информационные технологии сегодня начинают проникать в содержание каждого учебного предмета. Перед учителем встала новая проблема – проблема овладения компьютером.


Как показывает практика, в будущем ни учитель, ни ученик не будут испытывать особых затруднений в освоении ЭВМ. Главное в другом: как организовать познавательный процесс в компьютерной среде? Использование компьютера должно научить учащихся наблюдать, мыслить, делать выводы, выдвигать гипотезы и т.д. Это новый для ученика интересный, компьютерный способ познания.


Главной фигурой на уроке, даже в условиях оснащения школы дорогостоящей техникой, остается учитель. В мае этого года состоялась конференция по актуальным проблемам интеллектуального развития школьников. Американские профессора-педагоги выразили восхищение уроками Ришата Мухтасиповича Абдрахманова и Владимира Федоровича Соловьева (школы №№145 и 155 Казани). Они увидели на уроках то, что потеряла американская школа, – они увидели настоящий учебный процесс, то есть живое общение учителя с учащимися. Оказывается, американские коллеги работают над восстановлением утраченного в их школах общения.


В начале XXI века между желаемым в образовании и действительным – расстояние немалое, и только срочные и настойчивые меры могут постепенно сократить этот разрыв. К сожалению, пока еще не изучены в должной степени основные профессиональные потребности учителей. В педагогических исследованиях в качестве основного фактора повышения качества обучения часто называются новые программы, учебники, количество часов и т.д. Знания и опыт учителей, их профессиональный уровень редко выступают в качестве значимых показателей. Только в последние годы институты повышения квалификации работников образования стали всерьез заниматься исследованием этих показателей. Уже установлено, что на качество работы учителя существенное влияние оказывает не просто опыт, а его профессиональный уровень.


Научная литература, к сожалению, не всегда помогает в работе учителю. В современных учебниках педагогики учитель не находит полного ответа на вопросы, возникающие в реальной школе. Сегодняшний учитель хочет найти приемлемые педагогические цели обучения, воспитания и развития (о них все авторы говорят по-разному), хорошие методики выявления потребностей учащихся, на основе которых можно было бы выбрать подходящие программы и учебники для школы. Учителя пытаются сейчас изменить свои отношения с учащимися, перейти от роли “солиста” к роли “аккомпаниатора” и сместить центр тяжести с информационного обучения на взаимодействие с учащимися в поиске, организации и усвоении знаний.


Республиканский конкурс авторских программ и учебно-методических пособий показал, что у нас немало высокопрофессиональных педагогов, внедряющих в школу перспективные идеи, проекты, программы. По результатам конкурса этого года 20 педагогов получили лицензии – право обучать детей по собственным программам и учебно-методическим пособиям. Наконец-то учитель получил право на творчество!


К примеру, Гулия Валиуллина, учительница школы № 22 Нижнекамска – педагог с ярко выраженной творческой индивидуальностью. Для ее учащихся каждый урок – интересное открытие, увлекательное путешествие, наблюдение, радость познания. Гулия Хасаншиевна неоднократно была призером различных педагогических конкурсов, а в прошлом году стала лауреатом республиканского конкурса “Учитель года Татарстана-2000”. Она является участником конкурса “Учитель года России-2001”, который начинается в Москве 5 октября. Пожелаем ей успеха!


Впервые за многие годы появляется надежда на улучшение качества школьного образования. И не только ввиду появления новых программ и учебников, компьютеров, сколько из-за обещания повысить оплату учительского труда. Хотя ожидаемое увеличение заработной платы учителя в два раза – это лишь частичная компенсация государством той тяжелой работы, которую выполняет школьный учитель. Если сравнивать с американскими стандартами, заработная плата нашего учителя в 30 раз меньше. На ученика американской школы в год расходуется 6 тысяч долларов, а на нашего, увы, – только 5800 рублей при норме 26100 рублей (в городе 2900 рублей при норме 14500 рублей)…


Но для успешной деятельности школы важны не только материальные стимулы. Нужна еще радость творчества. Радость, которую испытывает учитель, открывая в ребенке Человека, а ребенок в учителе – Личность. Творческую личность ученика, как известно, может сформировать только творческая личность учителя. Хочется верить, что таких учителей у нас с каждым годом будет становиться больше.


Рашид ИСЛАМШИН.
Заслуженный учитель школы РТ и РФ,
ректор Института повышения квалификации работников образования РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще