Реформы в государстве всегда сопровождались реформой подготовки государственных служащих в духе просвещенного “государева служения”. В нашей республике центром формирования профессиональных, компетентных служащих является Институт государственной службы при Президенте РТ. Предлагаем читателям беседу с его ректором, доктором социологических наук А.ЕРШОВЫМ.
– Андрей Николаевич, современные государственные служащие в идеале – это…?
– Это высококвалифицированные управленцы, способные, по определению М.Ш.Шаймиева, “оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию и принимать эффективные решения”. В духе знаменитой формулы Фрэнсиса Бэкона “Знание – сила” они призваны проявлять себя социально-политической силой, способствующей прогрессивным преобразованиям. Поэтому помимо квалификационных требований, разработанных в государственных образовательных стандартах, модель современного специалиста госслужбы должна включать в себя интеллектуальную компетентность и инициативу, самоорганизацию, которая предполагает анализ ситуации, постановку задачи, прогнозирование.
– Чем было вызвано преобразование республиканского Центра переподготовки и повышения квалификации госслужащих в Институт госслужбы при Президенте Республики Татарстан?
– Прежде всего социальной потребностью. За три с половиной года на факультете повышения квалификации прошли обучение около тысячи слушателей. Однако подготовка по программам дополнительного профессионального образования в центре не могла в полной мере удовлетворить квалификационно-кадровые потребности республики. Спектр подготовки в институте будет включать довузовскую, вузовскую и послевузовскую ступени.
Преобразование РЦ в ИГС – не механическая замена вывески, а содержательный процесс, повлиявший как на структуру вуза, так и на численность обучающихся. Институт получил лицензию Минобразования РФ на право ведения образовательной деятельности. Наряду с факультетом переподготовки и факультетом повышения квалификации открыт новый факультет – государственного и муниципального управления по очной и заочной формам обучения. Прием документов начнется с 25 июня. Созданы новые кафедры, информационный и ситуационный центры.
По согласованию с Аппаратом Президента формируется центр кадрового консалтинга, основная задача которого – разработка методов компьютерного тестирования персонала госслужбы и соответствующие кадровые рекомендации руководителям госорганов управления.
– В чем специфика учебного процесса в вашем институте?
– Опыт практической деятельности в госструктурах, прагматическая ориентация наших слушателей определяют специфику организации учебного процесса. Достижению единства теории и практики должно способствовать то обстоятельство, что занятия ведут не только высококвалифицированные научные специалисты, но и руководители подразделений Аппарата Президента, Кабинета Министров, представители федеральных органов власти. С учетом профессиональной специфики каждого потока на факультете повышения квалификации специалисты из Российской академии госслужбы, Казанского госуниверситета проводят тематические, деловые игры, психологические тренинги, “круглые столы”. Новые формы обучения существенно дополняют традиционные лекционно-семинарские занятия.
Цель современной системы подготовки управленческих кадров – выпуск специалистов, отвечающих по уровню квалификации и компетентности рыночным критериям. Прежде всего мы должны дать им практические навыки менеджера и знание маркетинга. Защита законных интересов граждан требует должной правовой и политической культуры. Поэтому в институте первостепенное значение придается преподаванию юридических (профессор Железнов Б.Л., доцент Тарнопольский Р.И.) и управленческих (профессора Фатхуллин Н.С., Бикмуллин А.Л., Воржецов А.Г., доцент Максимова М.Н.) дисциплин. Впервые введен курс “Управление персоналом” (д.э.н.Сульдина Г.А.). Принцип вариативности предоставляет слушателям выбор дополнительных учебных курсов. Так, например, в этом году введена новая дисциплина по выбору – “Инновационный менеджмент”. Знание традиций, языка, обычаев местного населения представляется чрезвычайно актуальным в современных условиях конфликтной демократии. Поэтому мы поддерживаем такую новацию, как введение в госстандарт национально-регионального (вузовского) компонента по каждой из изучаемых дисциплин. Так, на факультете переподготовки ведутся факультативные занятия по делопроизводству на татарском языке. Новые методические, научно-исследовательские разработки осуществляют преподаватели кафедр: государственного управления социально-экономическими процессами; права; политологии и истории; социологии и философии; экономики и финансов; информационных технологий управления.
– Какова материально-техническая база обучения в институте?
– В соответствии с программой информатизации республики мы особое внимание уделяем компьютерной подготовке слушателей. В этих целях функционирует центр информатизации и новых средств обучения, создана кафедра “Информационные технологии управления”.
Являясь членом Европейской сети учебных заведений по подготовке кадров для местных и региональных органов власти (ЕNТО), институт активно изучает опыт региональных властей Европы. Руководители органов местного самоуправления повышают квалификацию, получают второе высшее образование в нашем вузе. Наши сотрудники участвуют в международных семинарах по линии ЕNТО, в сентябре планируется встреча в Кракове (Польша), а в ноябре – международный семинар на базе нашего института. Формирующаяся информационная инфраструктура в нашей стране требует специалистов-управленцев, способных эксплуатировать ее возможности. Отсюда – конкурентоспособность, перспективность госслужащих, подготовленных на базе нашего института.
– Бюджетное финансирование покрывает потребности развития вашего вуза?
– Учредителем нашего института является Президент республики. Мы постоянно ощущаем организационно-материальную поддержку руководства, что обязывает нас к реализации перспективных планов. Но современные учебные заведения – это субъекты рыночных отношений, привлекающие внебюджетные средства. Поэтому мы тоже стремимся зарабатывать самостоятельно. В этом году проводим первый “коммерческий” набор на заочное отделение факультета государственного и муниципального управления и на факультет переподготовки. Планируем привлекать средства участием в конкурсных программах международных фондов и ассоциаций. Однако, на мой взгляд, следует законодательно расширить сферу реинвестирования, не облагаемую налогом. Внебюджетных вливаний требует не только учебный процесс, но и функционирование заведения в целом, развитие его социальной инфраструктуры. Слушатели, студенты и сотрудники нашего института имеют возможность заниматься в социально-спортивном комплексе, где к их услугам бассейн, тренажерный зал, теннисный корт, сауна. Заканчиваем реконструкцию гостиницы-общежития.
– Таким образом, ваш институт обладает всеми ресурсами – кадровыми, интеллектуальными, организационными и материальными – для перспективного развития?
– Совершенно верно. Хочется думать, что институт оправдывает свое назначение – быть основной республиканской базой подготовки госслужащих. Преобразования, происходящие в нем, направлены на решение главной задачи: повышение качества подготовки специалистов для государственной службы республики.
Вопросы задавал Шамиль МАРАТОВ.