Немытая школа – нищая Россия?

Мы уже привыкли к тому, что по ТВ показывают концертные программы, посвященные юбилеям знаменитых артистов.

Автор статьи: Рафаэль МИРГАЗИЗОВ

Мы уже привыкли к тому, что по ТВ показывают концертные программы, посвященные юбилеям знаменитых артистов. Любопытные иногда получаются “капустники-междусобойчики”: друзья готовят специальные номера для юбиляра, не отстает от них и сам юбиляр. Но чтобы (при жизни!) проводили научную конференцию в честь ученого – это что-то новенькое. Хотя тут есть своя логика. Если артисты в свой день рождения поют и пляшут, то почему бы ученым не выступать с научными докладами? Кто что умеет, тот то и демонстрирует.


Академик Мирза Махмутов, отмечая 75-летний юбилей, возможно, создал прецедент, который подтолкнет на нечто подобное и других заслуженных ученых, собирающихся подводить какие-то итоги своей творческой деятельности.


Юбилей юбилеем, но проблемы на конференции (о ней в нашей газете уже упоминалось) обсуждались самые серьезные. Одна из них – связь экономики с менталитетом и интеллектом нации. Большинство выступающих сошлось во мнении, что такая связь однозначно существует. Как известно, более 50 процентов ВВП в таких индустриально развитых странах, как США, Япония, ФРГ, вырабатывается с помощью высокообразованных специалистов.


К сожалению, в России эти показатели куда ниже, поэтому российская продукция неконкурентоспособна на мировом рынке. Более-менее удачно мы торгуем либо оружием, либо сырьем, все остальное никому не интересно. В чем причина? Наше экономическое отставание, по мнению академика РАО Александра Новикова, обусловлено даже не низким интеллектуальным потенциалом – он у нас достаточно высок, и не отсталостью системы образования – она продолжает удерживать ведущие позиции в мире. Все дело, на взгляд академика, в российской ментальности.


Александр Новиков выделил четыре аспекта национального характера и мышления, которые, как ему кажется, не позволяют нам конкурировать с Западом.


Первый – пресловутая российская безответственность, метко выраженная в известной пословице: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.


Второй – “творчество” в кавычках, то есть россияне настолько изворотливы, что могут найти выход из, казалось бы, даже безвыходного положения. Но это умение часто приносит не пользу, а вред, поскольку ведет к беспечности и нарушению установленных технологий и стандартов.


Третий недостаток – непрактичность, неэкономичность, связанные опять-таки с нашими огромными ресурсами. Мы ни на чем не экономим: ни на воде, ни на электричестве, ни на телефонных разговорах…


И, наконец, четвертую особенность российской ментальности московский ученый выразил в формуле: “Из немытой школы вырастает немытая страна!”. Несмотря на богатый духовный мир россиян, они обладают очень низкой бытовой культурой. И тут до Европы нам очень далеко. В Голландии, например, даже тротуары моют мылом…


Все эти черты национального характера присущи, по Новикову, всем россиянам вне зависимости от их этнической и конфессиональной принадлежности. Более того, российская ментальность в течение длительного времени формировалась под сильным воздействием православия и ислама, для которых характерно общинное сознание, ведущее ко всем вышеперечисленным порокам. Утверждение, мягко говоря, спорное. Осмелюсь возразить: уважаемый академик поставил все с ног на голову.


Православие, истинное православие – самая жесткая деноминация в христианстве, требующая от своих последователей чрезвычайной внутренней и внешней дисциплины. Ни о какой расхлябанности и безответственности и речи быть не может! Из истории мы знаем, каких хозяйственных и торговых успехов добивались старообрядцы, строго придерживавшиеся своего вероустава.


Что касается ислама, это еще более жесткое учение, которое не допускает даже малейшего отклонения от установленных стандартов и технологий. А по поводу тезиса “Немытая школа – немытая страна!” нужно заметить, что в исламе культ чистоты возведен в один из основополагающих принципов. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в любое мусульманское медресе или просто в национальную школу.


На мой взгляд, нужно не отказываться от собственных традиций, а глубже их изучать и на их основе строить современное цивилизованное общество.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще