Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству.
А.Грибоедов.
Писать об академике Мирзе Махмутове и просто, и крайне сложно. Просто потому, что имя его почитаемо и широко известно в нашей республике, оно “тянет” за собой длинный шлейф громких званий и титулов: доктор педагогических наук, действительный член Российской академии образования и Академии наук Татарстана, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Госпремии РТ… Принимая 3 мая в Казанском Кремле академика в связи с его 75-летием, Президент РТ Минтимер Шаймиев с полным на то основанием сказал, что такими людьми, как Махмутов, Татарстан гордится, воздавая должное вкладу ученого в развитие народного образования республики, становление ее государственности и возрождение высокой духовности татарского народа.
За прожитыми Мирзой Исмаиловичем годами – сотворенные и исполненные им дела, множество дел. Во имя и благо родного Татарстана, его духовного прогресса. Напомним и расскажем нашим читателям лишь о двух задачах-глыбах, решению которых он посвятил талант организатора, педагога, жар души и интеллект ученого- наставника.
Первая задача была связана с созданием материально-технической базы народного образования. Она легла на плечи Мирзы Махмутова в 1958 году, когда он был назначен министром просвещения республики, и претворялась им в жизнь с отвагой и решимостью облеченного высоким доверием молодого руководителя. О чем конкретно речь? Старшее поколение читателей наших, конечно же, помнит, что представляли собой школы к концу пятидесятых как у нас в Татарии, так и по всей стране в целом. Во-первых, их, школ, катастрофически не хватало, и дети учились в две-три смены. А те, что были, ютились большей частью в старых, полуразрушенных за войну зданиях, в деревнях же – и вовсе в приземистых деревянных пристроях, да и тех школ, как правило, было мало – одна на несколько деревень… Не хватало у страны, занятой послевоенным восстановлением экономики, денег на строительство школ.
Однако жизнь настойчиво выдвигала в повестку дня новые неотложные пункты. В конце пятидесятых были приняты законы о дальнейшем развитии системы школьного образования в стране и о восьмилетнем всеобуче (к 1958 году лишь треть учащихся первых классов доходила до седьмого). Что это значило? Это значило, что надо было в республике посадить за парты десятки тысяч подростков, убедив в необходимости и пользе образования прежде всего их родителей. Это значило упорно, изо дня в день заниматься решением множества практических проблем: от добывания мела, программ, учебников, комплектования школ учительскими кадрами до обеспечения их жильем, питанием и строительства самих школ.
Вот этим в течение восемнадцати лет – пока был министром – и занимался Мирза Махмутов, опираясь на действенную поддержку своего должностного покровителя и друга-товарища по жизни Мансура Хасанова, тогдашнего зампреда правительства республики. Не станем утомлять читателя описанием подробностей и обстоятельств выполнения той масштабной задачи – любое серьезное дело, если исполнять его настоящим образом, требует от исполнителя полной самоотдачи ума, сил и способностей. Скажем о результате. За эти годы в республике было возведено более тысячи школ по типовым проектам почти на полмиллиона ученических мест. И не случайно Татария несколько раз награждалась переходящим Красным знаменем Правительства РСФСР за успехи в развитии школьного образования.
Несомненной заслугой Мирзы Махмутова этих лет является и сохранение в республике татарской школы. Вопреки возобладавшему тогда по стране курсу на свертывание национальных школ и повсеместный переход на русскоязычное обучение, в нашей республике даже возросло число обучающихся на татарском языке. По инициативе и при активном содействии министра просвещения творческими группами ученых, педагогов за сравнительно короткий срок были переведены с русского языка на родной новые, изданные для русской школы, учебники, написаны новые учебники для татарской школы, созданы новые программы, буквари, книги для чтения. В этот период создаются и открываются Татарский филиал НИИ национальных школ РСФСР, ряд среднеспециальных учебных заведений в Казани и других городах республики, специализированные – с иностранным языком обучения, музыкальные, художественные, спортивные – школы.
Теперь столь же кратко скажем о втором предмете призвания и страсти Мирзы Махмутова – разработке и внедрении им в практику методов проблемного обучения, чему он отдал немалую часть своей жизни и сердца. С первых же лет работы министром его все неотвязнее стали мучить вопросы: как изменить учебный процесс с тем, чтобы привить детям вкус и потребность к осмысленному усвоению новых знаний? Как пробудить их интерес к познанию, самостоятельность и активность? Как добиться творчества учителя на каждом из уроков?
Эти вопросы побудили Махмутова обратиться к педагогическому наследию – сочинениям Дистервега, Песталоцци, Ушинского и других корифеев прошлого. Ученик – это не сосуд, который надобно механически наполнить знаниями, предупреждали они, а светильник, который нужно умело зажечь и он будет гореть всю жизнь светом познания нового. “Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении подопечных к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета”, – завещал своим последователям Константин Ушинский.
Исподволь, по крупицам складывались у Мирзы Исмаиловича ответы на приведенные выше вопросы. Они кристаллизовались в процессе консультаций с ведущими педагогами страны, министрами-коллегами из других республик, посещений уроков в городских и сельских школах Татарии, Москвы, Ленинграда, а также в процессе личной практики, когда министр по субботам становился рядовым учителем в той или иной казанской школе.
Новаторское творчество Махмутова снискало нашей республике известность и авторитет в глазах педагогической общественности страны. Не будет преувеличением утверждение, что Казань в тот период становится Меккой для педагогов из других регионов. Позже вице-президент АПН СССР Ю.Бабанский напишет: “В школах Татарской АССР возник опыт внедрения проблемных методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность учеников, получивший широкое распространение в школах страны. Работы действительного члена АПН СССР М.Махмутова способствовали этому”.
Таковы лишь два штриха к портрету Мирзы Махмутова как ученого-педагога. Представить их читателям нам, повторимся, гораздо проще, нежели попытаться поведать о нем как о человеке весьма неординарном. Широко образованном, с поистине энциклопедическими познаниями. Полиглоте. Внутренняя тяга и способности к языкам обнаружились у Мирзы Махмутова в годы военной службы: будучи призванным в Советскую Армию в 1944 году, он еще двенадцать лет после войны служил в ее рядах, упорно занимаясь одновременно самообразованием и учебой в Военном институте иностранных языков. И свою мирную жизнь вчерашний офицер начал преподавателем арабского языка в Казанском университете. Как передать словами природную широту души Мирзы Исмаиловича, его врожденную доброжелательность по отношению к окружающим? А дар общаться с людьми, дружить, которым, согласитесь, не каждый из нас может похвастаться? Ведь с кем только из известных, знаменитых людей нашего времени – политиков, ученых, деятелей культуры – не знаком, не дружен он! И с тем-то знаком, а то и на короткой ноге, и в той стране побывал, и в этой, и не столько в качестве туриста, а участника международной научной конференции, эксперта ЮНЕСКО…
Про таких людей говорят, что он счастливо наделен притягательной аурой, харизмой. У академика Махмутова множество учеников, последователей, которым он дал путевку в мир науки. За его плечами – плодотворная, насыщенная интересным, полезнейшим трудом ума и души жизнь. Но Учитель далек от мысли почивать на лаврах, полон замыслов, планов. Удачи в реализации их и многие лета Вам, Мирза Исмаилович!
Анвар ХУЗИАХМЕТОВ.