Тревога за будущие поколения, высказанная читателями вашей газеты, понятна. Проблемы в образовании были раньше, есть они, к сожалению, и сейчас. Проблемы, в общем-то, известные как нам, работникам образования, так и учащимся, родителям, общественности. Безусловно, они требуют решения.
Автор статьи права, что одним из факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей, являются хронические перегрузки учебными занятиями, большой объем учебной, информационной нагрузки. В целях его сокращения Министерством образования РФ были утверждены обязательные минимумы содержания образовательных программ по всем предметам. В настоящее время идет окончательная доработка этих материалов с учетом часов в базисном учебном плане, а также психофизиологических особенностей детей.
Новая концепция общего среднего образования (в 12-летней школе) тоже преследует эти цели. Поэтому в начальной школе внедряются вариативные образовательные программы, используются вариативные учебники и осуществляется переход на образовательную систему 1-4. Трехлетний срок обучения в начальной школе привел к резкому возрастанию интенсивности учебного процесса, а значит – к перегрузке, ухудшению физического и психического здоровья детей. В текущем году 84 процента первоклассников (а всего около 62 процентов младших школьников) уже обучаются по программе 1-4. Полный переход состоится к 2002 году.
Что касается учебников, они разрабатываются авторскими коллективами ученых и утверждаются Министерством образования РФ. Право выбора учебника остается за учителем. Отмеченный в статье учебник математики Л.Г.Петерсона входит в федеральный перечень учебных пособий, утвержденный Министерством образования Российской Федерации с 1999 года, и не является учебником для углубленного изучения математики.
Родителям необходимо при выборе школы с повышенным уровнем обучения, какой является средняя школа № 39 г.Казани, учесть следующее. Во-первых, позволит ли состояние здоровья ваших детей или внуков успешно осваивать предлагаемую школьную программу? Во-вторых, в состоянии ли вы оказать им соответствующую помощь?
Что касается наполняемости классов, то в последние три года она уменьшается и в общеобразовательных школах Казани сейчас составляет примерно 25 человек. Правда, не везде. Есть школы в Кировском районе, где в классах обучаются 12-15 человек, а в Московском районе, расположенном рядом, средняя наполняемость более 26 учащихся. Отсюда вывод: директорам некоторых школ нужно провести определенную работу и не нарушать существующего положения. Предельная наполняемость в классах – 25 человек, что определено типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года за № 198.
Фарид КАРИМУЛЛИН.
Начальник отдела общего среднего образования Министерства образования РТ.