И казанская наука ставила космонавтику “на крыло”

Колыбелью отечественной космонавтики назвали Казань на научном “круглом столе”, который состоялся в минувший вторник на кафедре астрономии Казанского госуниверситета и который был посвящен сорокалетию полета первого человека в космос.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Колыбелью отечественной космонавтики назвали Казань на научном “круглом столе”, который состоялся в минувший вторник на кафедре астрономии Казанского госуниверситета и который был посвящен сорокалетию полета первого человека в космос. Космическая ракета, как вспоминали собравшиеся здесь ученые из КГУ, КГТУ-КАИ, известных казанских ОКБ, начиналась с мощного реактивного двигателя. Первоначально он предназначался для боевых самолетов нового поколения. Постепенно исследования стали углубляться в сферы отнюдь не земные.


Первые конструкторские решения, сделанные в Татарии и предопределившие полет Гагарина, относятся к военному 1942 году. Именно тогда на базе лучших казанских кафедр авиационного направления работали Вячеслав Алемасов, Валентин Глушко, Георгий Жирицкий, Мстислав Келдыш, Сергей Королев, Хамит Муштари, Роальд Сагдеев.


Одним из свидетелей становления космического ракетостроения был ныне научный сотрудник Института механики и машиностроения Казанского научного центра РАН Урал Закиров. Он не только участвовал в проектировании корабля “Восток”, но и лично знал Гагарина и почти всю легендарную сотню советских космонавтов. А в годы Великой Отечественной войны У.Закиров работал ведущим инженером и испытателем КБ С.Королева, о чем рассказал в недавно вышедшей в Татарском книжном издательстве книге “Есть в космосе и наши следы”.


По убеждению У.Закирова, отправной точкой космических разработок в Казани и вообще в СССР следует считать учебник В.Алемасова, проекты боевых истребителей М.Келдыша и первую в стране кафедру ракетных двигателей КАИ, где группой академика В.Глушко проектировались и собирались жидкостные ракетные двигатели. Одновременно на кафедре упругих оболочек КГУ (позднее – одноименный НИИ) совместно с Физико-техническим институтом под руководством Х.Муштари велись разработки баллистических ракет. Только специалисты знали тогда, что тонкие стенки для баков под высоким давлением создавались вовсе не для наземного применения…


8 января 1943 года все эти работы объединили. Именно в тот день в Казани правительственным постановлением была создана группа №5 по разработке авиационных реактивных установок на основе двигателей В.Глушко. Затем на базе аэродинамической лаборатории КАИ был создан крупнейший в стране филиал Центра аэрогидродинамических исследований имени Н.Жуковского. Здесь и начали проводить испытания моделей боевых самолетов.


Уже в сентябре 1943 года на территории завода №16 состоялся огневой запуск двигателя на самолете Пе-2, находившемся на стоянке. А через месяц успешно прошел его первый полет на высоте 27600 метров. В результате включения реактивного двигателя скорость Пе-2 увеличилась с 340 до 420 километров в час. Потом ее удалось довести до 720 километров в час.


После окончания войны основные разработки были перемещены в подмосковный городок Звездный. Однако, по признанию участников “круглого стола”, вплоть до запусков первых спутников Казань оставалась признанным лидером в стратегии ракетостроения. Так, ЦКБ “Фотон” принимало участие в разработке системы жизнеобеспечения первых пилотируемых кораблей “Восток” и станции “Салют”, параллельно развивало стратосферную астрономию – разработало и выпустило несколько высокоточных космических телескопов с высокой разрешающей способностью. Ведущие конструкторы “Фотона” Герман Пекки и Олег Шорников рассказали, как сверхточные приборы, конструирование которых велось на субмикронном уровне, были затем установлены на станции “Мир”.


Яркой страницей казанской теоретической космонавтики является основание на базе кафедры астрономии КГУ одной из шестидесяти шести советских станций по наблюдению за искусственными спутниками Земли – с порядковым номером “20”. Ее первый директор Юрий Евдокимов поведал, как он вместе со своим напарником Михаилом Лавровым весной 1957 года ездил на уникальную подготовку специалистов станций в Ашхабад в Метеоритный центр АН СССР, а затем приобретал с помощниками специальную военную трубку ТЗК – мощный бинокль, позволявший видеть на небе даже мельчайшие точки.


С самого начала к работе на станции кафедра привлекала студентов, которые наблюдали за спутниками. Получив отличную школу астрономии, многие из молодых исследователей защитили по этой теме диссертации, опубликовали содержательные статьи в научных журналах и продолжают служить казанской науке.


На “круглом столе” говорилось и о сегодняшнем дне космонавтики. Казанские ученые по-прежнему тесно работают с ЦУПом, космодромами, космическими центрами, держа руку на пульсе актуальных исследований в этом направлении.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще