Наступившее XXI столетие хочется видеть “веком образования”. Интерес к нему растет во всем мире, наша страна и республика не исключение. О проблемах образования, в том числе университетского, размышляет известный специалист в области философии образования, заведующий кафедрой философии Казанского государственного университета профессор М.Д.ЩЕЛКУНОВ.
– Михаил Дмитриевич, что это за понятие такое “философия образования”, которое в последнее время все чаще приходится слышать.
– Это весьма перспективное и чрезвычайно актуальное направление исследований, связанное с осмыслением новой роли образования, в том числе высшего, в обществе ХХI века. В условиях складывающейся информационной цивилизации образовательные центры – в первую очередь университеты – становятся главнейшими социальными институтами, определяющими развитие общества и человека.
Наша кафедра последние годы интенсивно занимается этими проблемами. Первые оригинальные результаты изложены в коллективной монографии “Казанский университет на пороге третьего тысячелетия: проблемы гуманизации образования”, вышедшей в свет два года назад. Книга с большим интересом была встречена в научном и образовательном сообществе.
– В чем причины сегодняшнего “образовательного бума” в высшей школе?
– Отрадно, что именно в наше очень нелегкое время молодежь начинает осознавать ценность высшего образования. Наконец-то до многих стало доходить, что оно есть пропуск в жизнь и для людей XXI века становится столь же необходимым, как когда-то стало жизненно необходимым умение читать, писать, считать. Да, получение вузовского диплома не гарантирует, в отличие от прошлых лет, автоматического трудоустройства молодого специалиста. Но когда шанс получить достойную работу рано или поздно выпадает, воспользоваться им, не имея высшего образования, просто невозможно.
– Как складываются на этом фоне судьбы университетского образования?
– Казалось бы, сотни институтов и академий предлагают сегодня молодым людям обширнейший спектр специальностей, включая новейшие, престижные, срочно востребованные обществом. Тем не менее классическое университетское образование остается вне конкуренции. В чем секрет его популярности? Главным образом – в фундаментальном и междисциплинарном характере. Не умом, так сердцем молодежь чувствует, что только глубокие, основательные и одновременно широкие, не узкоспециализированные знания позволяют удерживаться на плаву в непредсказуемом, рискованном океане рыночной жизни. Этим и ценно университетское образование, дающее человеку умение самостоятельно мыслить и действовать, принимать оптимальные и ответственные решения в нестандартных ситуациях.
Выпускник вуза ХХI века перестанет смотреть на свой диплом как на безотказный заветный ключик к раз и навсегда выбранной профессии. Ведь любой диплом – не более чем удостоверение о полученной сумме знаний и умений, составляющих некую стартовую площадку для дальнейшей деятельности. Спору нет, эти знания важны, но они очень скоро устареют, потребуют замены. Поэтому главное, что должен вынести молодой человек из стен высшей школы, – это устойчивая внутренняя потребность в постоянном непрерывном образовании и самообразовании. Без нее его не спасет никакой суперпрестижный диплом, никакая сверхэлитная специальность.
Стены классического университета – лучшее место для взращивания такой потребности, ибо в них никогда не забывают мудрого завета древних греков, родоначальников европейской цивилизации: “Мы ставим знание выше золота”.
– Вы университетский человек, тридцать лет в альма-матер. Что изменилось в жизни университета в последнее время?
– Самое заметное изменение последних лет – гуманизация образования. Если говорить по большому счету, то гуманитарное начало – старинный и неотъемлемый компонент образовательной миссии университета. Исторически, однако, вышло так, что роль и значение человеко- и обществоведения в университетском образовании ХХ века вплоть до недавнего времени принижались, а содержание выхолащивалось, препарировалось в угоду политическим и идеологическим интересам. Теперь ситуация кардинально изменилась и количественно, и качественно. Судите сами: если еще в пятидесятых годах из всех 6 наших факультетов лишь один был гуманитарным, то из нынешних 16 – таковых половина. И это не предел. А о содержательной стороне, престижности, притягательности профессий, связанных с обществом и человеком, можно сказать одной фразой – настоящий бум!
Значение такого гуманистического разворота невозможно переоценить – ведь тем самым университет возвращает себе классический облик. Делается это не в угоду моде или конъюнктуре, а по вполне объективной необходимости. Ведь проблема Человека становится центральной в науке ХХI столетия, на нее ориентируются все отрасли научного познания – естественные, технические, общественные.
– Итак, гуманизация. Что еще?
– Сегодняшний облик альма-матер невозможно представить вне новой информационно-технической среды, которую порождает электронно-компьютерная революция. Один из старейших классических университетов страны оказался весьма продвинутым в плане новых информационных технологий. Поразительно? Нет. Ценность классического духа как раз в том, что он не препятствует, а, скорее, способствует развитию чувства нового, перспективного, прогрессивного. Достаточно напомнить достижения знаменитой казанской математической школы, создание одного из первых в Советском Союзе факультетов вычислительной математики и кибернетики, “компьютерные” гранты для поддержки материальной базы научных исследований. Именно на КГУ пал выбор Джорджа Сороса для организации международного Интернет-центра – разве это не красноречивое признание статуса университета в информационном сообществе?
– Похоже, университет заявляет о себе не только в информационном, но и международном сообществе.
– Вы правы. Еще одна яркая примета времени в облике сегодняшнего университета – его открытость миру и обществу.
Фигура иностранца никогда не была редкостью в университетских стенах, а чужеземная речь звучала здесь из разных уст всегда, начиная с первых профессоров – выходцев из Европы и кончая студентами из братских стран в эпоху социализма. Гораздо меньше университет посылал своих питомцев за рубеж. Теперь, кажется, равновесие потоков “туда – к нам” восстанавливается. КГУ становится крупнейшим в регионе центром международного сотрудничества в области образования, науки, культуры, участником интенсивного взаимного обмена студентами, преподавателями, сотрудниками со многими университетами Запада и Востока.
– Какими вам видятся стратегические цели развития университета?
– Главная цель – развитие КГУ как классического регионального университета, способного ответить на вызовы ХХI века, продолжать образовательную, научную и культурную миссии, сохранять неповторимость и упрочить свое место в мировом образовательном пространстве.
– Вы часто употребляете термин “классический университет”. Он имеет какой-то особый смысл?
– Казанский университет относится к категории классических по праву, это наименование ко многому обязывает. Дело вовсе не в почтенном возрасте и традициях, хотя они тоже дорогого стоят. И даже не в особенностях университетского образования или масштабах научных исследований. Суть в другом – приверженности великой цели, которая называется Миссией университета. Она означает быть силой, удерживающей человека и общество в поле культуры, духовности, образованности.
– Каковы же главные проблемы, которые предстоит решать университету?
– Большинство проблем – и больших, и малых – сводится к одной главной: как совместить классическое предназначение университета с реалиями рыночного высокотехнологичного общества. С этой проблемой, между прочим, сталкиваются не только российские, но и западные университеты. Мне это хорошо известно по опыту собственных зарубежных командировок.
Крайние пути решения проблемы малоэффективны. Если ориентироваться лишь на потребности рынка, то университет очень скоро потеряет и классические специальности, и большинство фундаментальных исследований, да и культурная миссия начнет увядать. В итоге вместо университета будем иметь высшую школу узкопрофессионального тренинга. Если, напротив, сосредоточиться только на классических направлениях, то столкнемся с проблемой их финансирования. Бюджетных средств катастрофически не хватает, грантовая поддержка не всегда регулярна.
– Другими словами, перед университетом дилемма: либо быть рыночно-технологичным и богатым, либо чисто классическим, но бедным?
– Да, в принципе так. Поэтому единственно правильное, на мой взгляд, решение проблемы – компромисс. Не стоит противопоставлять классическую и рыночно-технологическую стороны развития университета. Современный университет – он разный. Если естественным факультетам удаются фундаментальные исследования – прекрасно, пусть они их продолжают. Но не менее важно поощрять факультеты, ориентированные на подготовку специалистов по остро востребованным специальностям. Полученные же средства распределять с учетом общеуниверситетских приоритетов так, чтобы никто не был обижен. В итоге классические направления в образовании и научных исследованиях будут обеспечены не только скудными бюджетными средствами, но и внебюджетной поддержкой. Выиграют все – и естественники, и гуманитарии. Первые улучшат материально-технические условия исследований, вторые идейно обогатятся в плане изучения проблем “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – информация” и тому подобное. И делать это надо более масштабно, чем делалось до сих пор. В этом и состоит современная научная миссия университета. Не разъединение по факультетским квартирам, а интеграция научных изысканий.
– Но как увеличить внебюджетные поступления?
– А вот это уже забота ректора и его администрации. Например, расширение спектра платных образовательных услуг населению, включая довузовскую, вузовскую и поствузовскую ступени. Настойчивое продвижение на рынок научной продукции со всеми цивилизованными атрибутами этого процесса – маркетингом, мониторингом, поиском перспективных заказчиков, правовой защитой интеллектуальной собственности, мерами информационной безопасности.
Университет не должен стесняться удовлетворять с выгодой для себя самые разнообразные запросы и потребности людей. Экспертиза и консультирование, подготовка и переподготовка кадров, научное и социальное прогнозирование, участие в различных государственных программах и бизнес-проектах, издательское дело и экспонирование, информационный сервис и библиотечные услуги – вот лишь некоторые стороны современного общественного предназначения университета.
Мобилизация всех финансовых ресурсов позволит поправить унизительное материальное положение сотрудников университета, включая и тех, кто ушел на заслуженный отдых.
– Казанский университет территориально и культурно “прописан” в Республике Татарстан. Как это обстоятельство влияет на его миссию?
– Университет продолжает служить удовлетворению культурных запросов многонационального университетского сообщества, в первую очередь развитию татарской и русской культур. И не только культур. Достойно всяческого поощрения дальнейшее развертывание научных исследований в области национальной мысли, языка, истории, усиление языковой подготовки учащихся на основе государственного двуязычия.
Кстати, наша кафедра старается вносить свой посильный вклад в это благородное дело. Так, философская подготовка на татароязычных факультетах ведется нашими преподавателями на национальном языке. Недавно вышел в свет “Философский словарь” на татарском языке. Это пионерное издание является результатом многолетних исследований доцента И.Ганеева и не имеет прецедентов в истории словарно-энциклопедического дела. Словарь знакомит читателя с категориями западноевропейской и арабо-мусульманской философской мысли, понятийным строем татарского национального самосознания.
– Предстоящее в 2004 году двухсотлетие КГУ и подготовка к нему, по-видимому, накладывают особый отпечаток на всю университетскую жизнь?
– Бесспорно, так. Под знаком этой выдающейся даты пройдут ближайшие три года. Подготовка к ней должна стать мощным средством консолидации университетского сообщества, привлечь внимание общества и государства к проблемам университета, дать импульс его дальнейшему развитию в ХХI столетии. Мероприятия будут осуществляться по отдельному направлению в рамках программы подготовки к 1000-летию Казани.
– Насколько сложны и масштабны задачи, стоящие перед университетским сообществом?
– Масштабы предстоящей деятельности беспрецедентны. Они определяются самим статусом Казанского университета – четвертого в рейтинге классических вузов России. А сложность обусловлена весьма непростым состоянием – финансовым, материальным, кадровым, в котором пребывает высшая школа последние десять лет. Основное внимание планируется уделить ремонтно-восстановительной и издательской деятельности. При непосредственном участии Президента республики удалось добиться выделения крупных финансовых средств под эти мероприятия из федеральных и местных источников.
– И опять ресурсы, финансы, деньги… Неужели только в этом все дело?
– Бесспорно, деньги сегодня решают многое. Но не все. Есть ценности университетской жизни, которые не купишь ни за какие деньги. Их нужно лелеять, защищать и во что бы то ни стало сохранять. Это – университетские традиции. Главная из них – это, конечно, академическая свобода. Либеральность всегда была и остается визитной карточкой университетского образования, его старинным атрибутом и привилегией. Свободное образование – значит освобождающее. От чего? От невежества и интеллектуального высокомерия, жизненной утилитарности и общественных предрассудков.
Традиции питают дух университета, благодаря которому он по праву претендует на лидерство не только в образовательном, но и во всем интеллектуальном сообществе. Не единожды своей твердой позицией университет выступал социально-нравственным камертоном, по которому настраивалось общественное мнение. История помнит об этом очень хорошо.
– Что вы можете сказать в заключение?
– Почти сто лет тому назад князь С.Н.Трубецкой, тогдашний ректор Московского университета, мечтал об упрочении в России “свежей культурной общественной” силы под названием университет. И всякий раз, окидывая взором знакомый до мелочей фасад белоколонного здания на Кремлевской, вспоминаю эту фразу.
Моя альма-матер вступила в ХХI век. Совсем скоро ей исполнится 200 лет! Что ждет ее в наступившем столетии? Как изменится облик, дух, предназначение?
Да, университет переживает сегодня не самые лучшие времена. Но жизнь продолжается. Обновляется университетская когорта – уходят патриархи, старожилы, ветераны. Все увереннее заявляет о себе в самых разных сферах университетской жизни поколение сорокалетних. Как всякая новая генерация, они, конечно же, отличаются от своих учителей. Но есть черта, которая роднит все поколения университетского сообщества, – это беззаветная преданность альма-матер, ответственность за ее судьбу, ее великую миссию. Ведь для всех нас университет остается вечной болью, надеждой и любовью…
Интервью взял М.АЮПОВ.