Какой старшеклассник согласится на дополнительные занятия, к примеру, по английскому языку в свои законные каникулы? Очевидно, редкий. А если за это предложат десятидневную бесплатную поездку в Великобританию?..
Около ста пятидесяти татарстанских школьников, увлеченных изучением английского языка, действительно побывали-таки на родине Вильяма Шекспира. Поездка заняла у них полторы недели. Ребята жили в английских семьях, изучали культуру провинций и общались с местными жителями.
Учебные “каникулы” завершали оригинальную программу англоязычной подготовки старшеклассников, которая вот уже пять лет успешно реализуется на базе языкового центра Приволжского района Казани.
Не только говорить и мыслить, но и жить
Центр, как “дитя” гимназии №157 и Приволжской администрации, рожденное для “повышения мотивации обучения иностранному языку”, перерос сам себя и стал интересен в масштабах города и республики.
С самого начала в программу был привнесен элемент соревновательности: учащиеся различных английских спецшкол на конкурсах выясняли, чья подготовка лучше. Кроме языковой грамотности, старшеклассники проверяли себя на психологическую устойчивость и коммуникабельность, знание культуры, особенностей английского менталитета. В итоге побеждали те, кто не просто показывал себя, а действительно стремился к самосовершенствованию.
Вне конкурса шли победители районных олимпиад и сельчане. За последние два года в составе делегаций за границей побывали учащиеся Лаишевского, Атнинского, Заинского районов республики. Администрация Приволжского района находила для этого дополнительные средства.
Кроме того, в рамках социальной помощи организаторы обеспечили “английские каникулы” пятерым воспитанникам Лаишевского детского дома-интерната.
Свой интерес нашли в программе и учителя. Они выезжали в Англию в качестве сопровождающих. Также бесплатно.
Однако истинную суть программы большинство оценило относительно недавно. Картинки, которые ребята прежде видели только в учебниках и по телевидению: Биг Бен и Трафальгарская площадь, Букингемский дворец и Кафедральный собор, Тауэрский мост и Вестминстерское аббатство и многое другое – все ожило в глазах ребят и навсегда останется в памяти и на фотографиях.
Неудивительно, что английский язык переставал быть для учащихся и учителей каким-то посторонним, неживым предметом. На нем не только говорили, мыслили, им начинали жить.
Любишь Англию, люби и экзамены
То, что поездка не является увеселительным мероприятием, конкурсантов предупреждают сразу. Для богатых и ленивых есть туристические фирмы. Программа конкурса, состоящая из трех этапов, требует от учащихся мобилизации моральных, физических, интеллектуальных усилий.
Начальный этап характеризуется заочным тестированием и очным срезом знаний. Фиксируется начальный уровень знания языка, выявляется потенциал учащегося, идут общие подготовительные курсы.
На втором уровне участников ждет социально-психологический тренинг на адаптацию в новой языковой среде.
Завершающей стадией становятся занятия по страноведению и культурологии. Непосредственно перед поездкой ребят знакомят с достопримечательностями, традициями и обычаями тех городов, где им предстоит жить.
Язык этот выучу только за то…
За пять лет сложилась четкая система сопровождения учеников по всему маршруту, которая не дала пока ни единого сбоя. На автобусе школьников провожают до аэропорта в Москве, оттуда отправляют самолетом к месту назначения, где их встречают англичане.
По договоренности с международной языковой школой “Concord International” план пребывания в Великобритании таков: семь дней в небольшом городке Фолкстоне на берегу Ла-Манша и три дня в Кентербери. Плюс две экскурсии в Лондон.
Вот что вспоминает о своей первой поездке преподаватель английского языка школы №68 А. Шамсутдинов: “Фолкстон очаровал нас атмосферой эдвардианской Англии с его фешенебельными отелями, ухоженными парками и скверами, морскими приливами и отливами и, конечно же, открытыми для общения горожанами, всегда готовыми в чем-то помочь. Семь дней мы провели в пансионате частной школы, где жили в просторных комнатах, получали разнообразное трехразовое питание. Здесь же ежедневно по 4 часа занимались с учительницей английского языка Сьюзи, с которой у ребят сложились очень теплые, дружеские отношения.
После ланча нас обычно ждала насыщенная культурная программа: мы посещали замки, музеи, театры…
Мне больше всего запомнился замок Дувр, где во время Второй мировой войны были вырыты туннели, в которых находились штаб и подземный госпиталь. За счет спецэффектов здесь и сегодня можно ощутить атмосферу войны”.
Совсем другое запомнилось питомцам Лаишевского детского дома-интерната. Самым ярким событием для них, по мнению воспитательницы И.Городновой, стала поездка в “Миллениум-хауз” с его множеством аттракционов, красочностью, разнообразием, прекрасным воздушным шоу под куполом: “Большей популярностью у детей пользовались аттракционы не с “голой” информацией и картинкой на мониторе, а те, что изображали жизнь Англии, либо те, в которые можно было поиграть в настольный футбол, покататься на коньках, пострелять, увидеть бьющееся сердце, говорящий мозг и то, как создавалась наша планета”.
Вечерами ребята могли заниматься в спортзале школы, плавать в бассейне. Персонал языковой школы “Concord International” делал все возможное, чтобы дети сразу погружались в языковую среду. Этому также способствовала специально разработанная программа “Английский в действии”, когда каждый из ребят получает задание взять интервью у местных жителей на определенную тему и на время становится репортером.
Возвращение “собкоров”
По возвращении в Татарстан участники отчитываются о результатах поездки. Каждый должен сделать журналистский репортаж, сопровождаемый фотоматериалами. И если для учащегося гимназии №157, имеющей свой телецентр, последнее задание не представляет трудностей, остальным школьникам приходится сложнее.
Что касается учителей, то их отчет принимается в форме “круглого стола”, где каждый присутствующий вправе задать любой интересующий его вопрос и получить ответ.
Все полученные тексты и впечатления идут в методическую копилку школы и составляют основу для дальнейшей корректировки обучения.
Программа англоязычной подготовки учащихся – не единственный аспект в работе языкового центра гимназии №157. Скорее, это часть внутришкольной программы реального трехъязычия: русский-татарский-английский. Отличительная особенность языковой подготовки здесь – обучение через проживание, средство преподавания – игра, театральное действо или “командировка” за границу.
Р.САФИУЛЛИНА.