Затопление российского орбитального комплекса “Мир” назначено на середину марта. Последний в истории станции грузовой корабль “Прогресс М1” доставил на орбиту дополнительный запас топлива для того, чтобы уникальный космический комплекс, базовый блок которого был выведен на орбиту еще 20 февраля 1986 года, завершил свое существование без неприятных последствий для обитателей Земли.
На Земле надеются, что нештатных ситуаций не будет. Однако полной уверенности в успехе последнего задания “Мира” у специалистов, похоже, нет. Хотя известно, что еще 19 октября прошлого года в Росавиакосмосе подробно рассмотрели варианты сведения станции с орбиты и необходимое материально-техническое и финансовое обеспечение каждого из них. И через десять дней Правительство выделило из бюджета на завершение программы “Мир” 750 миллионов рублей.
Обстановка в отвечающих за “Мир” организациях сейчас очень напоминает ситуацию десятилетней давности, когда тем же самым структурам предстояло обеспечить безопасность схода с орбиты станции “Салют-7”. Точнее, комплекса “Салют-7” – “Космос-1686”, падение которого вызвало в мире панику, хотя в итоге и обошлось без жертв.
Последними на “Салюте-7” работали космонавты Леонид Кизим и Владимир Соловьев. Считалось, что после их ухода 25 июня 1986-го орбитальная связка продержится еще не менее 200 суток. За это время предстояло решить, что делать с ней дальше. Этот комплекс был вполне работоспособен и после девяти лет службы, однако ему уже подготовили замену – станцию “Мир”. Эксплуатировать два объекта сочли слишком обременительным для бюджета.
Специалисты Минобороны рекомендовали спустить “Салют-7”, использовав имеющееся на нем топливо. Однако НПО “Энергия” предложило продолжить эксплуатацию станции в непилотируемом режиме, принимая во внимание результаты расчетов ЦНИИ машиностроения, которые свидетельствовали: если израсходовать запас топлива для подъема орбиты комплекса, он будет летать в космосе еще от 8 до 20 лет. Тогда надеялись, что за эти годы начнет полноценно работать программа “Буран” и с помощью отечественных “челноков” можно будет вернуть на Землю “Салют-7” и “Космос-1686”.
Надежды не сбылись, да и расчеты оказались неточными. Рост плотности атмосферы на орбитальных высотах оказался больше расчетного, и срок баллистического существования объекта сократился. В конце 80-х стало ясно, что станция неумолимо снижается. Специалисты обсуждали два варианта решения проблемы. Первый – послать пилотируемый “Союз” для стыковки и заправки баков “Салюта-7” для управляемого спуска комплекса, второй – ничего не делать и ничего не сообщать о грядущем падении объекта. Его-то, как беззатратный, простой и практически безопасный для землян с позиций теории вероятности, и выбрали. При этом в качестве аргумента “за” приводился пример американской станции “Скайлэб”, фрагменты которой рассеялись над Австралией в 1979 году, и никто не пострадал.
Все испортила информация, появившаяся в зарубежных СМИ. Началась вселенская паника. Каждый считал, что станция упадет именно на него. Надо сказать, “Салют-7” отличался от других космических объектов, по нескольку штук еженедельно входивших в плотные слои атмосферы. Все дело – в анонимном “Космосе-1686”. Под этим “псевдонимом” скрывался модифицированный тяжелый транспортный корабль снабжения массой около 20 тонн. Такие аппараты разработали в КБ “Салют” для обслуживания одноименных станций, но не применяли, поскольку НПО “Энергия” нашло способ доказать целесообразность эксплуатации только своих “Прогрессов” и “Союзов”, хотя они доставляют в три раза меньший груз. Одно из таких залежавшихся в цехе изделий доработали и использовали в качестве модуля орбитальной станции. При этом возвращаемый аппарат корабля превратился в герметичный отсек для целевого оборудования. В итоге он стал самым крупным несгораемым элементом массой в три тонны.
К лету 1990-го стало ясно, что станция обречена, а управляемый спуск организовать уже невозможно. Определить, куда упадут остатки комплекса, – тоже. Точность прогноза времени падения космического объекта составляет около 15 процентов от срока, за который он выдается. Специалисты ЦНИИ машиностроения предлагали на последнем витке включить двигатель “Салюта-7”, израсходовав последние 70 кг топлива, и направить ось комплекса по траектории снижения, чтобы уменьшить разброс несгоревших остатков. Но руководившая работами комиссия решила сделать это за сутки до предполагаемого времени падения, поэтому станция, на время выровнявшись, вошла в плотные слои атмосферы боком. Расчетный эллипс рассеивания фрагментов станции наши специалисты оценили в 8 000 км на 200. Как это выглядело на самом деле, неизвестно, но утром 7 февраля 1991 года остатки 43-тонного комплекса упали на Землю. Жертв и разрушений, к счастью, не было.
И сегодня именно этим аргументом – мол, богатый опыт имеется – российские специалисты успокаивают своих зарубежных коллег и мировую общественность. Но “Мир” по конфигурации значительно сложнее двухмодульного одноосного комплекса “Салют-7” – “Космос-1686” и в три с лишним раза больше его по массе. Вследствие этого достаточно точно (как это, скажем, делается при затоплении “Прогрессов”) прогнозировать характер входа станции “Мир” в атмосферу, разрушения ее на крупные фрагменты – модули, а их – на несгоревшие остатки, невозможно. Приблизительно очерчивается и район падения элементов. Тем не менее, по некоторым оценкам, общее количество несгоревших фрагментов может составить полторы тысячи, а их суммарная масса – до 30 тонн. Зона падения только в случае благополучного развития событий составит по протяженности около 6 тысяч километров, а по ширине – 150-250 км.
Специалисты ЦУПа и РКК “Энергия” сегодня уверяют, что станция “Мир” находится в исправном состоянии, с ней поддерживается постоянная связь, и сбоев в контактах, подобных тому, который произошел в конце декабря, больше не ожидается. Тормозить комплекс будет двигательная установка корабля “Прогресс
М-1″. Основной двигатель вместе с двигателями причаливания и ориентирования (для увеличения суммарной тяги) придется запускать несколько раз. Последнее, самое продолжительное включение выполнят в апогее орбиты, после чего примерно через полвитка “Мир” войдет в плотные слои атмосферы и начнет, разрушаясь, падать. Планируется, что это будет происходить над Тихим океаном к востоку от Австралии до побережья Латинской Америки.
Владимир АКСИМОВСКИЙ.
ИА “Резонанс профи” – для “РТ”.