Система образования – консервативна по своей природе. Все плохое и хорошее, что накапливается в течение жизни нескольких поколений, здесь как бы затвердевает и приобретает фундаментальные основы. Если хочешь узнать, происходят ли в жизни перемены, посмотри, как меняется школа. Система образования как лакмусовая бумажка проявляет и показывает, в каком направлении развивается и движется наше общество.
Об этом беседа нашего корреспондента с министром образования РТ Фарисом ХАРИСОВЫМ.
– Фарис Фахразович, вы за последние десять лет могли наблюдать и влиять на процессы в системе образования с разных позиций: директора гимназии, заведующего роно, министра. Какие изменения, происшедшие за это время, на ваш взгляд, самые главные?
– Первое, что сразу бросается в глаза, – это, конечно, развитие национального образования в республике. По-разному к этому можно относиться, но не замечать перемен нельзя. Если раньше только в Казани была татарская гимназия, да и то всего одна, то сегодня они есть во всех крупных городах: в Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, – не говоря уже о сельской местности. Вторая тенденция – строительство школ, их в последнее время у нас в республике возведено около 400. Далее, что меня очень радует, – это то, что мы смогли обратить внимание на проблему сохранения здоровья наших детей и разработать специальную республиканскую программу. И, наконец, компьютеризация: за последние два года здесь наметились заметные подвижки, а поворотным моментом стало выступление на эту тему на прошлогоднем августовском совещании руководителей системы образования в Азнакаеве Президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева.
– То, что растет число национальных школ, не только татарских, но и чувашских, удмуртских, марийских, мордовских, – не может не радовать. Но способны ли они обеспечить должное качество обучения, есть ли возможность все предметы полноценно вести на татарском языке, если говорить о татарских гимназиях?
– В системе образования РТ с советских времен сохранилось около 40 татарских национальных школ, прежде всего сельских. Традиции национального обучения, к счастью, не были утеряны полностью, поэтому перевести все предметы на татарский язык было не так сложно. Если говорить о качестве образования, то его критерием может быть поступление в вузы. Каждый седьмой из десяти выпускников национальной школы поступает в вуз – показатель выше среднего.
– Чем отличается национальная школа?
– Прежде всего дисциплиной и особой системой воспитания. Учащиеся национальных школ меньше или совсем не замечены в таких грехах, как курение, алкоголь, наркотики, что, к несчастью, все больше стало проявляться в других учебных заведениях. Нет также приводов в милицию, во всяком случае, мне такие случаи неизвестны. Причем это характерно для всех национальных школ. Планка в них установлена очень высокая, и мы боимся, чтобы она не опустилась. Но при этом нельзя замыкаться только на собственной культуре, процесс обучения должен быть выстроен так, чтобы быть открытым всему миру.
– Я разговаривал с представителями Минобразования Чувашии, и они сказали, что президент Федоров выстроил следующие приоритеты в изучении языков в своей республике: английский, потом русский и чувашский…
– У нас по-другому: сначала родной язык, потом второй государственный (для татар – русский, для русских – татарский) и только потом – иностранный. Для национальных школ схема выглядит так: от татарской культуры к русской, от русской – к мировой.
– А как вы относитесь к раздельному обучению девочек и мальчиков?
– Одна такая гимназия в Казани есть, но больше пожеланий ни со стороны учителей, ни со стороны родителей не поступало. Время все-таки сегодня другое: мальчики и девочки, я думаю, должны учиться вместе.
– В конце минувшего года вы проводили кустовое совещание по развитию национальных школ в Альметьевском районе, куда приехали руководители системы образования из соседних республик – Мордовии, Удмуртии, Марий Эл и Чувашии. Они обещали помочь учебниками, организацией учебы для наших преподавателей. Что-нибудь уже сделано?
– Срок еще слишком мал, чтобы почувствовать реальные результаты. Но я несколько раз разговаривал с министрами соседних республик по телефону, контакты поддерживаем постоянно. Мы готовы платить за поставку национальных учебных пособий из этих республик, но беда в том, что учебников у них просто нет, поскольку издают их мало.
Динамика показателей развития национального образования в РТ | ||
1991 | 2000 | |
Всего школ с татарским языком обучения | 1069 | 1220 |
Обучаются на родном татарском языке | 29,8% | 48% |
Чувашских школ | 109 | 145 |
Марийских школ | 17 | 22 |
Удмуртских школ | 35 | 44 |
Мордовских школ | 2 | 7 |
Всего изучают татарский язык (в процентах к общему числу учащихся) | 35% | 98,5% |
– По объему строительства жилых домов Татарстан благодаря программе ликвидации ветхого жилья занимает пятое место среди субъектов Российской Федерации. Но школ, похоже, у нас строится еще больше…
– По итогам 1999 года мы на третьем месте. Особенно активно новые школы стали возводиться в последние три года. Приятно, что многие главы районов повернулись лицом к школе, они понимают, что наше будущее во многом зависит от того, какое образование получат наши дети. Школа – это своеобразный барометр, по которому можно судить о состоянии и благополучии общества.
В августе 1998 года в Казани в театре имени Камала прошло не совсем обычное совещание. Президент Татарстана пригласил всех глав районов, руководителей министерств и ведомств – никто из наших ветеранов такого представительного педагогического форума не помнит. С него и начался новый отсчет времени, когда система образования в нашей республике получила приоритетность в развитии.
Строительство учреждений образования | ||
Годы | Построено школ | В том числе на селе |
1991 | 38 | 32 |
1992 | 47 | 40 |
1993 | 48 | 43 |
1994 | 36 | 32 |
1995 | 55 | 46 |
1996 | 39 | 34 |
1997 | 47 | 40 |
1998 | 20 | 18 |
1999 | 28 | 26 |
2000 | 40 | 33 |
Итого | 398 | 344 |
– Однако мало построить новое здание школы, нужно еще начинить его современным оборудованием и инвентарем, собрать квалифицированный педперсонал. Особенно остро этот вопрос стоит в сельской глубинке, где редко встретишь преподавателя иностранных языков…
– Да, действительно, учителей иностранных языков, особенно английского, в школах не хватает. Причем не только в деревне, но и в городе. Около 40 процентов выпускников факультета иняза Казанского педуниверситета находят применение своим знаниям вне сферы образования, чаще всего в бизнесе. Для того чтобы решить эту проблему, нам понадобится лет пять-шесть.
– Каким путем собираетесь ее решать?
– Путем увеличения приема учащихся на факультеты иностранных языков в педколледжи, гуманитарный институт и Татаро-американский институт содействия бизнесу.
– Обучение будет вестись на коммерческой основе?
– Нет, на бюджетной.
– А откуда у вас уверенность, что выпускники этих учебных заведений придут работать в школу?
– Дело в том, что это будут целевые приемы. Студенты пойдут учиться по направлению администраций районов. Одно из условий контракта – обязательство вернуться в то село или город, откуда тебя направили на учебу.
– Фарис Фахразович, вы сказали, что один из критериев определения качества школьного образования – это процент поступления выпускников школ в вузы. В Ставрополье родители обратились в местные органы управления с просьбой определять работу школ по одному-единственному показателю: выходят из нее дети здоровыми или больными. Вы согласны с такой позицией?
– Знаете, когда я стал министром и проводил первый зональный семинар с директорами школ, я сказал примерно то же самое. Тогда многие отнеслись к моим словам скептически. Но сегодня жизнь показывает, что родители действительно стараются устроить своих детей туда, где педагоги думают об их здоровье. Например, в Казани есть передовая в этом отношении 96-я гимназия, так туда отбоя нет.
Здесь важен еще один момент. Наша программа “Образование и здоровье” помогает не только укреплению здоровья, но и содействует повышению качества обучения. Есть интересные наблюдения в Ютазинском районе. Лечебная физкультура по коррекции зрения и осанки, динамические паузы стали во многих школах там традицией. А в Уруссинской средней школе в 1995 году был сформирован спортивный класс. Анализ показал, что качество знаний у учащихся этого класса за пять лет повысилось с 41 процента до 63, а заболеваемость снизилась ровно наполовину.
– Кто автор идеи о соревновании школ по показателю здоровья, есть ли где-нибудь еще подобное?
– В России нет, а за рубежом нечто похожее практикуется. Авторство установить трудно, над проектом работала группа казанских и московских ученых. Все школы по показателю здоровья мы разделили на три уровня – золотой, серебряный и бронзовый. Для того чтобы выйти на серебряный уровень, необходимо выполнить целый ряд требований: в первую очередь санитарно-гигиенические условия, затем в школе должны регулярно проводиться уроки здоровья, должен быть оборудованный медпункт, обязательно наличие медсестры… Таких школ у нас в республике уже 778.
– А сколько “золотых” школ?
– Пока ни одной, нет и “серебряных”. Чтобы достичь “серебряного” уровня, нужно работать по своей индивидуальной программе оздоровления. Претенденты на “серебро” уже есть. А школ “золотого” уровня, я думаю, будет совсем немного – это своего рода эталон, идеал, к которому все должны стремиться. Главное, что удалось нам добиться, – это изменить настроение и отношение педагогов, родителей и учеников к проблеме здоровья, искать различные подходы и решения в этом направлении.
Очень важно, что наш опыт вызвал интерес и у педагогов других российских регионов. В Казани прошли несколько крупных всероссийских совещаний, посвященных проблемам укрепления здоровья школьников, в том числе выездная коллегия Минобразования РФ. Мы стали активно сотрудничать с центральными СМИ, так, в целом ряде изданий – журналах “Воспитание школьников”, “Профессиональное образование”, “Учительской газете” и других – появились развернутые материалы, рассказывающие о татарстанском опыте, причем не только по проблеме сохранения и укрепления здоровья.
“Сегодня на предприятиях обнаружилась нехватка квалифицированных рабочих кадров. Ключ к решению этой проблемы – в системе воспитания и обучения подрастающего поколения. Поэтому мы придаем исключительно большое значение информатизации обучения… После августовской педагогической конференции в районах и городах была проведена соответствующая работа… Набережные Челны приобрели компьютерную технику на 2 миллиона 500 тысяч рублей, Нижнекамск – на 4 миллиона 150 тысяч рублей, в Азнакаеве на эти цели направлено 5 миллионов 400 тысяч рублей, в Альметьевске – 5 миллионов, Казань выделила 9,5 миллиона рублей… На централизованные средства Министерства образования были закуплены 260 компьютеров. Конечно, этого недостаточно. В республике 2500 школ, из них всего 400 имеют современные компьютеры. Согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 декабря прошлого года в систему образования республики будет направлена крупная партия компьютеров… Мы покупаем компьютеры, которые собираются в Казани фирмой ICL. Хочу выразить уверенность, что фирма ICL по достоинству оценит оказанное ей доверие”.
– Фарис Фахразович, год назад в интервью нашей газете на вопрос “В чем мы отстаем от других российских регионов” вы ответили: “В компьютеризации”. Сегодня, после того как принято решение Правительства Татарстана о передаче системе образования республики девяти тысяч компьютеров, ответ будет другим?Из выступления Премьер-министра РТ Р.Минниханова на коллегии Министерства образования Республики Татарстан 26 января 2001 года:
– Разумеется. Но я хотел бы заметить, что это не одноразовая акция, специально приуроченная к президентским выборам, как уверяют некоторые СМИ. Работа по компьютеризации школ ведется планомерно, начиная с 1998 года. Поворотным же моментом, как я уже говорил, стало августовское совещание 2000 года, где с резкой критикой обеспечения компьютерной техникой школ республики выступил Президент М.Шаймиев.
Сейчас мы готовимся к установке компьютеров практически во всех общеобразовательных школах республики. Одновременно перед нами встает другая задача – кадровое обеспечение процесса информатизации. Разработана специальная программа, мы будем привлекать специалистов Института повышения квалификации работников образования, КГТУ (КАИ) и других учреждений. Речь – о создании системы подготовки специальностям: современный преподаватель информатики в общеобразовательной и профессиональной школах, системный администратор ведомственной информационной системы. При нашем министерстве создается центр информатизации, который и будет координировать всю эту работу.
Интервью взял