Как это ни странно, но спрос на специалистов, получивших дипломы престижных американских и европейских высших учебных заведений, таких, как Гарвард, Лондонская школа экономики, Оксфорд, Кембридж, в России невелик. Как сообщили в кадровом агентстве “Компания “Фрегат”, при найме на работу главную роль играет профессия и лишь потом диплом. Конечно, если человек устраивается, скажем, на работу в посольство Чехии, то диплом чешского учебного заведения будет только приветствоваться. Но это, пожалуй, все, чем могут кадровые агентства порадовать выпускников ведущих мировых вузов, один диплом которых открывает на Западе для человека сиятельные карьерные горизонты.
Но если трудоустройство состоится, то больше повезет тем, кто попал на работу в иностранные фирмы. В русских компаниях они могут запросто “сломать себе шею”. По мнению управляющей делами Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Юлии Ножниковой, у нас в стране сложился свой особый отечественный менеджмент, коренным образом отличающийся от ведения дел и управления, скажем, в Америке или Японии. Западный менеджмент основан на профессионализме (ставка на закон, планирование и анализ, научные методы, объективные критерии “затраты-выгоды”). Российский менеджмент часто почти иррационален. Но с этим, как с особым отечественным нау-хау, приходится считаться. Поэтому в отечественных учебных заведениях упор стал делаться на преподавание именно российского менеджмента, для чего в последние годы ведущие отечественные ученые и преподаватели экономики совместно с НФПК разработали специальные практические курсы. Сегодня большинство управленцев по принципу “Запад нам не указ” отстаивают российское ведение дел. Даже специалисты, выезжающие на стажировку по линии президентской программы, например, в Германию, часто при вручении дипломов говорили о том, что все на немецких предприятиях, конечно, классно, но этот менеджмент нам не подходит. Поэтому деятельность “иностранцев” на предприятиях, которые пытаются получить прибыль не за счет эффективности производства и повышения производительности труда, обречена на провал. Они могут попытаться совершить на фирме или предприятии “революцию”, но столкнутся, скорее всего, с открытым саботажем. Для большинства коллег “западные специалисты” все равно останутся богатыми выскочками, которые пришли учить их жизни.
В НФПК уже давно выяснили, что один человек, даже с самым лучшим образованием, не может изменить “погоду на фирме”. Успех может принести лишь коллективное обучение и рабочих, и управленцев среднего и высшего звена. Одними из первых, кто прошел такое переучивание несколько лет назад, были специалисты акционерного общества “Элинар”, АООТ “Связьинформ”, объединения “Внешобувьторг” (Санкт-Петербург). И все же таких предприятий в стране пока мало. В регионах, за редким исключением, дело обстоит совсем плачевно.
Зная истинное положение дел на Родине, большинство специалистов, получивших на Западе высшее образование, стараются в Россию не возвращаться. Окончившие, например, ведущие международные школы последипломного образования по программе МБА – “Инсеад”, Лондонскую школу бизнеса предпочитают работать на западные компании, тем более что их с удовольствием принимают туда на работу.
В Англии сегодня обосновалась значительная часть детей работников российского нефтяного и газового бизнеса. Есть отпрыски политиков, представителей шоу-бизнеса, эстрады. По словам одной мамы, которая отправила своих детей в Англию, первоначально они хотели, чтобы образованное младшее поколение вернулось на Родину. Но позже их семья, как и многие другие, свое решение изменила. Семь лет учебы в Англии дают возможность получения “вида на жительство” и в дальнейшем хорошего трудоустройства.
Конечно, многие чада богатых соотечественников на самом деле предпочитают учиться лишь на словах. Но есть и такие, кто, попав в Европу за родительские деньги, уже сейчас зарабатывают себе на образование как только можно. Объединяет этих молодых людей одно. Для своей страны они стали “отрезанными ломтями”. Они интегрировались в европейскую жизнь и не хотят возвращаться на Родину. По их мнению, в России нет стабильности, нет возможности грамотного и честного ведения дел. Да и заработная плата не сравнится с тем, что им предложат на Западе. Можно, конечно, говорить, что число таких людей невелико, поэтому пусть живут как хотят и радуются, что богатые родители смогли дать им образование. Но на самом деле столь бодрое бегство, пусть и части населения, из страны свидетельствует о том, что люди перестают верить в возможные перемены в России, предоставляя остальным развивать свой “русский” менеджмент и жить с иллюзиями, что особый путь развития может принести успех.
Марина СОКОЛОВСКАЯ.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”