Уникальный экспонат хранится в геолого-минералогическом музее Казанского госуниверситета. И в эти дни исполняется ровно сто лет, как он был установлен в геологической лаборатории КГУ.
Это целостный скелет мамонта. Подобным экспонатом в России могут похвастаться только научные центры Москвы и Санкт-Петербурга. Останки доисторических животных демонстрируют многие музеи мира, но в подавляющем большинстве случаев скелеты представляют собой “сборную солянку”: правая лопатка экспоната может быть от одного животного, левая – от другого, нижняя часть – от третьего… Казанский остов как раз и ценен тем, что найден целиком.
Обнаружен он был летом 1899 года в окрестностях села Козлово Пермской губернии. Открытие на берегу реки Камель сделали крестьяне. Они случайно наткнулись на подозрительно огромные кости и череп, которые, по всей видимости, вымыли дождевые воды. Находка стала настоящей сенсацией, значение которой постепенно вышло за пределы уральского края.
Получив любопытные новости из Козлово, основатель палеонтологической школы Императорского Казанского университета Александр Штукенберг немедленно выехал на место. Выяснилось, что кости мамонта уже выкопали местные жители. Александр Антонович тут же их выкупил (благо дорого крестьяне не брали) и отправил в Казань. Чуть позже его ученик и заведующий Геологическим кабинетом Михаил Ноинский провел дополнительные раскопки и нашел еще несколько мелких обломков скелета. К сожалению, некоторые его фрагменты не сохранились. Это, например, части нижних конечностей и стоп скелета.
Но даже и то, что удалось извлечь на свет, было большой удачей. Во-первых, мамонт принадлежал к редкой ветви своего семейства. Ученые, скрупулезно исследовавшие каждый обломок находки, определили, что размеры животного были сравнительно скромными. В высоту, например, всего-то три метра. А во-вторых, жил миниатюрный представитель семейства слоновых приблизительно 10-14 тысяч лет назад. Это делает университетского мамонта рекордсменом по возрасту среди большинства дошедших до нас в окаменелом виде сородичей. По сути, он – прародитель (потому-то и скромный в размерах) тех мощных существ, которых мы привыкли видеть на картинках в специальной литературе.
Тем не менее скелет мамонта неплохо сохранился. Интересно, например, что по форме носового отверстия и массивности бивней специалистам удалось выяснить, что древний экземпляр был самцом. Однако вот уже на протяжении века непочтительные студенты почему-то называют мамонта Машкой. Видимо, смотрится он по-женски хрупко и в общем-то не так страшно, как это обычно представляется. Даже, наоборот, очаровательно…
Скелет А.Штукенберг решил восстановить, так сказать, до натурального вида. Монтировал довольно долго – почти два года. После этой нелегкой работы в помещение Геологического кабинета университета началось настоящее паломничество. Люди жаждали увидеть воочию ископаемое чудо в Казани…
Ажиотажа вокруг скелета уже давно нет. Сейчас мамонт находится в разобранном состоянии – в преддверии 200-летия университета музей закрылся на ремонт. Завершить его надеются в мае. Именно тогда мамонта соберут вновь. Правда, здесь спорят, как это лучше сделать – с помощью уникальных приспособлений начала века или посредством нового каркаса.
Но сегодня это не главное. Важно, что у мамонта Машки начнется еще одна новая жизнь.
На снимке: музейная Машка, в окружении ученых. А.Штукенберг и М.Ноинский – соответственно второй и четвертый справа. (Фото 1902 года из архива музея).
Алексей БРУСНИЦЫН.