Чтобы учителя уважали, надо ставить больше “двоек”?

Кто сегодня из учителей не жалуется на плохое материальное положение?

Кто сегодня из учителей не жалуется на плохое материальное положение? И при этом обычно косят глазом в сторону тех, кто имеет прекрасные коттеджи, иномарки и т.д.


Богатство к человеку может прийти двумя путями: честным и нечестным. Криминальный путь педагогам заказан, а вот заработать своим трудом – тут, я считаю, есть над чем подумать.


Жить красиво никому не запретишь! Но как добиться красивой жизни на скромную учительскую зарплату? Добиться можно, но для этого, как ни странно, нужна прежде всего честность. Что это значит, сейчас поясню. Почему учитель так редко ставит “двойку”, хотя по его предмету полкласса, как говорится, не бельмесит? Боится администрации школы, которая “борется” за благополучные отчеты.


Вспомните – хотя бы по книгам и фильмам, – каким в старину был учитель! Им восхищались, ему подражали, его советы добросовестно исполнялись не только детьми, но и взрослыми. А что сейчас? Кто сегодня прислушивается к словам учителя?


От кого это зависит? От государства? Да, в немалой степени и от него, но больше все же, думается, от того, что мы сами потеряли уважение к себе. Скажите, уважаемые педагоги, ну кто принуждает вас выставлять полуграмотным митрофанушкам фиктивные оценки? Если заглянуть в законы – нет таких законов. Так смело ставьте “колы” и “двойки” всем, кто их заслужил. Страшно? Начнутся гонения: учебную нагрузку снизят, расписание неудобно составят, очередь на жилье отодвинут?.. Выбирайте сами, но иного способа обеспечить себе достойную жизнь – нет.


У деловых людей есть такое понятие, как первоначальный капитал. Без него невозможно открыть новое дело. А какой капитал имеет учитель, когда в первый раз открывает двери школы? Обычно кроме диплома – ничего. За пять лет учебы будущий учитель не удосуживается подготовить для себя никаких методических и дидактических материалов. А это главный его капитал, который потом нужно шлифовать и расширять. Это его интеллектуальная собственность, которой можно распоряжаться по собственному усмотрению: продавать, обменивать, дарить… Но в том-то и беда нашего учителя, и не только начинающего, что у него никакой собственности нет, он гол как сокол. Он ждет, когда ему все подадут на “блюдечке с голубой каемочкой”. А ему не подают. И кто виноват?


Приведу яркий пример. Приезжают к нам в школы заморские педагоги, якобы для обмена опытом. Как вы думаете, куда они первым делом направляются? Не удивляйтесь – в библиотеки, чтобы снять ксерокопии со всех наших методичек, причем не только советского периода, но и дореволюционного. Вот так, задарма забирая наш капитал, они приумножают свое богатство. Поверьте, народ может уважать и ценить не только слесарей и плотников, но и учителей. Но прежде они должны научиться ценить себя сами и уважать свой труд. В учителях всегда нуждались и будут нуждаться, их труд всегда оплачивался и будет оплачиваться, и не только государством. Трудно себе представить, что вы заплатите сантехнику, если он придет к вам в дом без гаечного ключа и станет этот ключ спрашивать у вас. А учитель нередко оказывается на месте такого нерадивого слесаря, а потом жалуется, что ему мало платят.


Вспомнился один старый учитель математики. Он был как бы изгоем, потому что во время войны побывал в немецком плену. С ним редко кто общался, на педсоветах его всегда распекали за “двойки”, которые он ставил в большом количестве. Он отмалчивался на педсоветах и продолжал работать по своей методике, но никому ее не раскрывал. Результаты были впечатляющими. Все, кто учился у него хотя бы на “тройки”, спокойно, без особого напряжения поступали в самые престижные вузы Москвы и Ленинграда. Надо заметить, что этот старый учитель жил в те годы безбедно. Его уважали родители, стремясь устроить своих детей именно в его класс, за что негласно приплачивали. Потом его пригласили в самую элитную школу города.


Важное значение имеет не только первоначальный капитал учителя, но и вся его


интеллектуальная собственность, накопленная в течение жизни. Причем интеллектуальная собственность тесно связана с материальной, во всяком случае, должна быть связана, и учителям самим эту связь нужно устанавливать. Собственность учителя не имеет пределов ни в качестве, ни в количестве. И его благосостояние должно зависеть не от администрации школы, от ее подачек в виде аттестации и хорошей характеристики, а от самого учителя, от его способностей и талантов.


В.ВАРФОЛОМЕЕВ.
Учитель-методист.


Высокая Гора.


 


Наш комментарий.


На недавнем собрании Академии наук Татарстана советник Президента РТ ректор КГТУ (КХТИ) С.Дьяконов, выступая совершенно по другому поводу, провел интересную историческую аналогию. Ректор сообщил о том, как оплачивался труд преподавателей в средневековых университетах Европы. Оказывается, “по головам студентов”. Если лекции были интересны, на них приходило много народу – соответственно и оплата лектора была высокой. Некоторые профессора имели по сто и более учеников, а другие – двух-трех. Университетское преподавание превратилось в выгодный бизнес, возникали целые семейные кланы, которые больше века удерживали в нем лидерство.


На первый взгляд, кажется: а что в этом плохого? Лучше работаешь – вкуснее кушаешь. Но не все так просто. В результате из европейских университетов ушла наука, ибо профессура в погоне за большими барышами, которые сулило преподавание, совершенно забросила научные исследования. Для того чтобы исправить ситуацию, пришлось отказаться от оплаты “по головам” и перевести университеты на государственное обеспечение. Так ведущие европейские вузы работают и поныне, и, как известно, хорошо работают. Вывод: если мы хотим, чтобы развивалась фундаментальная наука, ее должно содержать государство.


То, что предлагает учитель-методист В.Варфоломеев, – это, в сущности, возврат в средневековье, в XVI век, когда оплата преподавателей проводилась “по головам”. Да, подарки учителям всегда дарили, дарят и будут дарить – бороться с этим, видимо, бесполезно. Но делать их основным источником дохода тоже неправильно. В таком случае высокая и благородная миссия учителя выродится в обычное репетиторство, натаскивание ученика для поступления в вуз. Про сеяние “разумного, вечного, доброго” придется забыть. Здесь так же, как и в фундаментальной науке: если мы хотим получить здоровое, грамотное и духовно развитое молодое поколение, дело его воспитания и образования должно оставаться прерогативой государства.


А то, что государство этой своей функции не выполняет и заставляет учителей прибегать к средневековым методам добывания куска хлеба, – обидно и больно. Скатиться в мрачное средневековье нетрудно, но вот как оттуда будем выбираться?..


Рафаэль МИРГАЗИЗОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще