Университет в провинции? А почему бы и нет!

Наша газета не раз писала о том, какая непростая ситуация сложилась сегодня на образовательном рынке Татарстана.

Автор статьи: Рафаэль МИРГАЗИЗОВ

Наша газета не раз писала о том, какая непростая ситуация сложилась сегодня на образовательном рынке Татарстана. Вузы, их филиалы и представительства растут как грибы после дождя. Сколько их всего – не знает никто. Практически в каждом районе можно получить любой диплом, в том числе по таким престижным специальностям, как, скажем, юрист или экономист-международник. Ни один казанский вуз на себя такую ответственность не берет – нет соответствующей базы и преподавателей для организации факультетов подобного профиля. А на периферии – пожалуйста! Сделают из тебя хоть дипломата, хоть космонавта – только денежки заплати. Особенно активно такие псевдовузы плодятся в районах, где проживает население с достаточно высоким жизненным уровнем, например, на нефтяном юго-востоке. Так, в центре нефтяного края – Альметьевске выявлено более 10 учебных заведений, многие их которых не имеют лицензии на ведение образовательной деятельности.


Больше – не значит лучше

Летом нынешнего года в Альметьевске в соответствии с письмом заместителя Премьер-министра Татарстана И.Хайруллина была создана специальная комиссия для определения, насколько местные образовательные учреждения в ладу с законом. Результат получился плачевный. Только три вуза: Альметьевский нефтяной институт (АНИ), Альметьевский муниципальный университет (АМУ) и представительство Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии соблюдают необходимые организационно-правовые нормы и государственные стандарты профессионального образования.


– А нам больше и не нужно, – говорит председатель комиссии, заместитель главы администрации Альметьевска и Альметьевского района Василий Самойлов. – Это позиция и главы администрации Фоата Комарова, который ратует за повышение качества высшего образования в нашем районе. Трех вузов вполне достаточно, чтобы обеспечить район нужными специалистами. Все остальные учреждения разумнее закрыть.


– По этому поводу уже приняты конкретные решения?


– Да, мы, например, предлагаем закрыть представительство Московского института экономики, статистики и информатики. Совершенно непонятно, с какой дистанции, простите за каламбур, ведет обучение и другое представительство – дистанционного обучения Казанского филиала Московского современного гуманитарного университета. У них нет ни компьютерных классов, ни учебных площадей, ни библиотеки… Аналогичные вопросы возникают к представительствам Камского юридического колледжа и педагогического колледжа “Идел-Урал”. Мы вполне можем обойтись без них. Не в ладах с законом и филиалы. Самым существенным нарушением является то, что все филиалы: Татарского института содействия бизнесу (ТИСБИ), Казанского института экономики, управления и права (КИЭУП), Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права (ВЭГУ – Уфа) – организовали обучение по специальности 021100 “Юриспруденция”, не имея лицензии.


“В области высшего профессионального образования в г.Альметьевске считаем целесообразным обеспечить развитие нефтяного института как отраслевого (профильного) и муниципального университета как гуманитарного вуза. Из филиалов оставить только филиалы государственных вузов, в частности СПбГИЭА, с целью подготовки специалистов по направлениям “Государственное и муниципальное управление” и “Экономика и управление на предприятиях машиностроения”, а представительство КГТУ им. Туполева преобразовать в филиал с правом заниматься дневной формой обучения. Администрация просит поддержать”.


Из информации, подготовленной для заместителя Премьер-министра РТ И.Хайруллина.


– Но почему сразу закрыть, а, скажем, не приостановить образовательную деятельность до тех пор, пока не будет получена лицензия? Рынок сам должен определить, какие вузы выживут, а какие отомрут, не выдержав конкуренции. Ведь понятно, что, если бы не было спроса, не было бы и предложения.


– Пока рынок все, как вы говорите, отрегулирует, мы таких дров наломаем… Филиалы и представительства размножаются, извините, как тараканы. Вот еще две заявки принесли. Впору клич бросать: каждой деревне – по вузу! Но это же натуральное надувательство населения, которое, правда, само иногда бездумно лезет в ловко расставленные сети. Тут виноваты не только рыбаки, но и рыба, заглатывающая фальшивую наживку. Студентам обещают, во-первых, освобождение от службы в армии, во-вторых, качественное обучение. То и другое – наглая ложь. Сейчас все образовательные учреждения, расположенные у нас в Альметьевске, начали преподавать юриспруденцию, хотя никакого отношения к ней не имеют. Например, колледж “Идел-Урал” и Камский колледж за два года берутся подготовить правоведов. Но вы меня извините, как можно школьнику, окончившему 11 классов, присвоить такую квалификацию! Колледж – это среднее специальное образование, не более. Как мириться с таким безобразием? Филиалы и представительства тоже недалеко ушли. Посмотрите, какой там в кавычках “профессорско-преподавательский” состав! Нет не только двух докторов юридических наук, что является главным условием при создании юридического факультета, там даже кандидатов наук нет. Преподают в основном практики: или милиционеры, или прокурорские работники. Понятно, что качественного уровня образования они обеспечить не могут. И потом, работают они без лицензии, а это уголовно наказуемое деяние. В коммерческих вузах обучение платное. Получается, что на протяжении нескольких лет у обманутых студентов незаконно изымаются деньги. Да тогда лучше купить диплом в переходе московского метро за две тысячи рублей, чем за пять лет платить от 40 до 50 тысяч…


– Неужели коммерческое обучение – сплошной обман, и нет ни одного положительного примера?


– Почему же, есть! Можно назвать представительство Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии (СПбИЭА), которое комиссия из всех филиалов и представительств в Альметьевске признала образцовым. У него имеются все необходимые организационно-правовые документы, в том числе лицензионные.


Стабильно работает Альметьевский муниципальный университет, кстати, одно из первых учреждений подобного рода в Татарстане.


– Однако приходилось слышать мнение, что там тоже не все в порядке с качеством обучения и документацией. Мне даже довелось участвовать в заседании комиссии территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, где как раз поднималась эта тема.


– Но комиссия заседала год назад, и все недостатки уже устранены. Хотя кому-то выгодно раздувание слухов о якобы плохом качестве обучения в муниципальном университете – конкуренция на образовательном рынке сегодня очень сильна.


– И все-таки муниципальный университет не прошел аккредитации…


– Аккредитацию вузы, как известно, проходят после первого выпуска. Он в АМУ уже состоялся, поэтому вуз в следующем году будет аккредитован, на что получено соответствующее согласие. И тогда первый в Татарстане муниципальный университет начнет выдавать дипломы государственного образца.


Зачем Казань, когда есть Альметьевск!

Альметьевский муниципальный университет был открыт в 1996 году в здании вечерней школы. Здание давно пустовало, здесь ютилось несколько мелких организаций. Поэтому решение об организации вуза администрация Альметьевска и Альметьевского района приняла довольно безболезненно. Тогда много говорилось и писалось о развитии местного самоуправления, и акция с образованием собственного муниципального университета попала, что говорится, в волну. Как утверждают его создатели, это был один из первых подобных опытов не только в Татарстане, но и в России.


– Сутью процесса муниципализации, – считает нынешний глава города и района Фоат Комаров, – является адаптация государственной системы образования на уровне формирующихся в Татарстане муниципалитетов, органов местного самоуправления. Университет в нашем городе поможет решать проблемы наукоемкости производств, диспропорции производственной и социальной инфраструктур.


Хотя, если честно, поначалу были большие сомнения, можно ли вообще вдали от научных центров создать полноценный университет, и насколько популярен он будет среди населения. Да, если посмотреть на европейский опыт, муниципальные органы власти способны организовать собственные вузы. Но то – в Европе! Ведь там доходная часть органов самоуправления, как городских, так и сельских, формируется за счет имущественных налогов по принципу “чем богаче домохозяйства на территории, тем больше накопляемость казны”. К тому же у нас многих отпугивало непривычное для нашего слуха слово “муниципальный”, которое ассоциировалось с представлениями о захолустной провинциальности.


Однако очень скоро сомнения развеялись. Идея развития собственной муниципальной системы образования, включающей в себя все звенья от детских дошкольных учреждений до собственного вуза, упала на благодатную почву и стала быстро осуществляться.


Наша справка. Альметьевский муниципальный университет ведет подготовку кадров по направлениям: экономика, агроэкономика, прикладная математика и информатика, приборостроение, психология, филология (татарский язык и литература), лингвистика (английский язык). В университете работают 6 докторов наук, профессоров и 16 кандидатов наук, доцентов. При АМУ создан Научно-исследовательский центр с лабораториями социологии, психологии, бизнеспланирования. Университет активно сотрудничает с республиканским инновационным фондом, Академией наук РТ, совместно с учеными АО “Татнефть” и “ТатНИПИнефть” участвует в создании регионального Юго-восточного научного центра АН РТ. Развивается международное сотрудничество, в АМУ обучаются 13 граждан Турции, организован обмен учеными с Кларинским университетом США, с университетом Восточного Лондона, Шауляйским университетом Литвы и другими.


7 апреля 2000 года АМУ присвоено звание коллективного члена Академии гуманитарных наук РФ.


Нефтяной юго-восток Татарстана, где Альметьевск играет ключевую роль, – район своеобразный, богатый и во многом самодостаточный. Когда мы беседовали со студентами АМУ, с удивлением узнали, что многие из них за всю свою жизнь ни разу не бывали в Казани. В Финляндии были, в Турции были, но в столице Татарстана – нет. Альметьевцы едут не в Казань, а в Бугульму, чтобы добраться до Москвы, и уже оттуда – в любую страну мира.


Поэтому открытие в Альметьевске своего университета стало настоящим подарком для всего нефтяного края: тех же бугульминцев, лениногорцев, азнакаевцев, бавлинцев… Родители отправляют детей учиться не в столицу, которая как любой мегаполис пугает своими соблазнами и пороками, а сюда, рядышком, в небольшой городок с привычным для нефтяников жизненным укладом. И дешево, и безопасно. Кстати, обучение в АМУ обходится в 7 тысяч рублей в год – по казанским меркам совсем дешево.


– Мы привыкли к утечке мозгов из небольших городов и сел в столицу, – говорит ректор АМУ Дамира Ягафарова, – теперь этот процесс остановлен, и даже намечается встречный приток в субрегион ведущих научных специалистов, получающих возможность реализовать свой творческий потенциал на своей малой родине. К примеру, уроженец села Ямаши, выпускник местной школы, а ныне профессор, доктор философских наук Иван Васильевич Мартынов переехал в Альметьевск из Москвы и заведует кафедрой философии.


“… Не боюсь утверждать: те, кто здесь учится, будут формировать будущее Татарстана. Собеседования со студентами только подтвердили мое предположение.


В АМУ учатся настоящие студенты – таких я видел повсюду: в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, в Москве, Страсбурге, Париже. Уровень у них тот же, что и у других, не ниже. А квалификация преподавателей достаточна для того, чтобы научить их всему необходимому в избранной профессии. По моим наблюдениям, преподаватели в университете работают с полной самоотдачей. Они настолько увлечены своим делом – я бы назвал их Дон Кихотами от образования. Честно скажу: давно я не видел такого профессионального огня! Меня это захватило, и это, пожалуй, главная причина того, почему я здесь работаю”.


Из интервью заведующего кафедрой экономики университета доктора экономических наук Р.Исляева.


– И все же такие факты единичны. Альметьевск – район отдаленный, кандидатов и докторов наук здесь не-густо, материально-техническое обеспечение тоже, видимо, не на должном уровне…


– А вы загляните в аудитории, поговорите с нашими преподавателями, – предлагает проректор АМУ по учебно-воспитательной работе Г.Швецова.


Современное компьютерное обеспечение – один из показателей качества образования. Поэтому знакомство с университетом мы начали с компьютерных классов. Оторвавшись на несколько минут от занятий со студентами, нашим гидом стала преподаватель Е.Якимова.


– Мы работаем на компьютерах четвертого поколения, оснащенных современными программами обучения, – рассказывает преподаватель. – Изучаем технологию автоматизированного офиса, что помогает нам готовить профессиональных экономистов, психологов, лингвистов.


– Сколько у вас компьютеров?


– У нас два компьютерных класса, кстати, они созданы с помощью городской администрации. Занятия ведутся параллельно на 18 автоматизированных рабочих местах.


– Достаточно ли это для высшего учебного заведения?


– Университет у нас небольшой – вместе с заочниками около 1000 студентов. Через курс информатики у нас проходят все специальности – это одна из базовых дисциплин. Даже если ребята в школе не изучали информатику, в начале первого курса мы обучаем их элементарным навыкам, чтобы ко второму семестру они уже могли решать индивидуальные задачи в своей предметной области.


– Удовлетворены ли вы программным обеспечением и как вы его обновляете?


– Да, мы стараемся не отставать от современных технологий. Порядок у нас такой. Если я нуждаюсь в какой-то программе или технике, пишу заявку на имя ректора. Обычно находим понимание. Так мы приобрели лазерные принтеры, сканер, наушники, мультимедийные средства. Но останавливаться на достигнутом не собираемся. Неплохо бы выделить отдельный класс для изучения иностранных языков, особенно английского. Также необходим отдельный класс для изучения автоматизированных систем управления, чтобы охватить такие специальности, как прикладная математика, приборостроение и другие. И давно уже пора обновить программное обеспечение нашего научно-исследовательского центра.


Пожелав преподавателям информатики успеха, мы отправились в психологический центр “Инсайт”, не побывать в котором было просто нельзя, поскольку это в своем роде уникум. Специальность психолога, так же, как и переводчика, считается новой и модной в Альметьевске, поэтому желающих учиться хоть отбавляй. На местном рынке труда спрос на эту специальность растет. Счастливчик тот, кому удается устроиться в какую-нибудь нефтяную организацию. Даже молодой специалист может зарабатывать там до 5 тысяч рублей в месяц, против, скажем, 800-1000 рублей в школе.


Однако мы отвлеклись, вернемся в “Инсайт”, где в уютной обстановке под тихую успокаивающую музыку нас встречает психолог Н.Бикмухаметова. В апреле 2000 года психологическая служба АМУ “Инсайт” получила собственную лицензию. Редкий вуз может этим похвастаться. Лицензия позволяет помимо участия в чисто образовательных программах оказывать психологическую помощь как своим студентам и преподавателям, так и населению. Своим – бесплатно, населению – по таксе 50 рублей в час.


– Часто к вам обращаются и с какими проблемами?


– С самыми разными, ведь в Альметьевске до сих пор нет ни службы психологической помощи, ни телефона “Доверие”. Поэтому все идут к нам, приходят даже люди с суицидальными наклонностями. Разговариваем, сочувствуем, вместе пытаемся разрешить их внутренние проблемы. Пока, кажется, получается. Другое направление – мы помогаем определить уровень психологической и образовательной готовности малышей при поступлении в школу. Летом у нас побывала известный московский специалист в этой области Татьяна Алексеевна Болдырева, она вела прием детей, и мы ей помогали.


– Студенты тоже привлекаются к такой работе?


– Разумеется. Студенты с первого курса проходят у нас психологический практикум. Мы ведем с ними индивидуальные занятия, групповые тренинги. А с прошлого года я начала использовать специальную методику – психологический тренинг для первокурсников с целью их скорейшей адаптации к студенческой среде. Наши студенты провели исследования и даже нарисовали график, где хорошо видно, как в течение дня меняется эмоциональное состояние учащихся и преподавателей.


– Мы вовлекаем наших ребят и в работу недавно созданной при АМУ ассоциации психологов Альметьевска, – продолжает Н.Бикмухаметова. – Регулярно у нас проходят семинары, которые проводим как собственными силами, так и с помощью казанских психологов и ученых из различных российских регионов. Так, в работе одного из таких научных форумов приняли участие специалисты Российской академии образования, центра “Семьи и детства” и Московского института семейной терапии. На этот семинар собрались не только наши альметьевские психологи, но и коллеги из соседних городов юго-востока Татарстана.


Как бы комфортно и уютно ни было в психологическом центре “Инсайт”, пришла пора прощаться и продолжать экскурсию по университету. Одна из причин, по которой вновь создаваемые вузы не могут получить государственной лицензии, это отсутствие библиотечного фонда. Норма – один учебник на двух студентов, а по дополнительным дисциплинам – одна книга на пятерых учащихся.


– Эти нормативы мы соблюдаем, – говорит библиотекарь АМУ. – Недавно мы получили еще две тысячи экземпляров учебников по линии фонда Сороса. В этом году подписались на 90 периодических изданий, в том числе на вашу газету.


Конечно, крохотной библиотеке Альметьевского муниципального университета далеко до громадных книжных фондов Казанского государственного университета. И вообще, оба эти вуза – АМУ и КГУ, если поставить их рядышком, будут смотреться как карлик и великан. Но лиха беда начало! В Татарстане теперь есть не только столичный государственный университет, но и периферийный муниципальный.


Две профессии в одной

Муниципальный университет хотя и молод, но курирует еще одно учебное учреждение – представительство Санкт-Петербургской инженерно-экономической академии. Идея его создания родилась в далеком Страсбурге, где ректор АМУ, рассказывая в Совете Европы о системе муниципального образования Татарстана, случайно встретилась с ректором СПбИЭА. Разговорились, и выяснилось, что руководители вузов очень близки по взглядам и духу. По возвращении в Альметьевск Дамира Ягафарова с присущей ей энергичностью и напором взялась за организацию нового образовательного учреждения. В 1997 году по ходатайству тогдашнего главы Альметьевска и Альметьевского района был заключен договор о сотрудничестве между АМУ и СПбИЭА. Так в Альметьевске возникло представительство питерской академии, директором которого стала Миляуша Ахатова, только пришедшая тогда на работу в муниципальный университет. Однако лицензию, дающую право самостоятельно заниматься образовательной деятельностью, представительство получило лишь весной 2000 года.


Что касается аккредитации, то ее пока нет. Ее нет не только у питерского представительства, но и у АМУ. Многих в связи с этим волнует вопрос: а какие же дипломы выдаются выпускникам? Вот что разъяснили специалисты. Аккредитацию, которая дает право выдавать дипломы государственного образца, новый вуз обычно получает после первого выпуска. Если этого не происходит, администрация заключает договоры с другими аккредитованными вузами, и аттестаты о высшем образовании выдаются уже ими. Хотя это и не совсем желательная операция, но вполне законная. Именно таким образом первые выпускники АМУ минувшим летом получили свои дипломы, но к следующему выпуску университет должен иметь собственную аккредитацию.


Представительство же СПбИЭА пользуется аккредитацией головного вуза. В Питере учатся на инженеров и экономистов. А каких специалистов готовит представительство, и востребованы ли они на местном рынке труда?


– У нас два факультета, – рассказывает Миляуша Ахатова. – Первый – экономика и управление на предприятиях машиностроения, второй – муниципальное и государственное управление. Таких кадров как раз не хватает в нашем нефтяном крае, да, думается, и по всему Татарстану. На первом факультете мы готовим экономистов-менеджеров с правовой специализацией. Обычно вузы выпускают либо “чистых” юристов, либо “чистых” экономистов. Поэтому часто люди, имеющие высшее экономическое образование, стремятся получить второе – юридическое. Мы же попытались эти две специальности объединить в одну, отдав 50 процентов учебного времени экономическому профилю, а вторую половину – юриспруденции. Иначе говоря, мы намерены выпускать юристов для работы на промышленных предприятиях. Первый выпуск состоится летом следующего года. Практически все ребята последнего курса сейчас пишут дипломы и уже трудоустроены.


“В АМУ выполняются все лицензионные требования, кроме обеспеченности учебными площадями…


Выводы:


1. Предложить учредителю рассмотреть вопрос о расширении учебной площади, исходя из нормы 10,5 кв.м на одного обучающегося. В университете на сегодня 969 студентов, из них 525 – на дневном отделении, 444 – на заочном. Соответственно площадь должна составлять не менее 5 тысяч кв.м.


2. Рекомендовать администрации помочь достойно подготовить университет к предстоящей государственной аттестации и аккредитации в июне 2001 года”.


Из справки, подготовленной председателем комиссии, заместителем главы администрации В.Самойловым.


– Вы готовите юристов-экономистов только для Альметьевска?


– Для Альметьевска и всего юго-востока республики. У нас учатся ребята из Лениногорска, Азнакаева… Но я уверена, что потребность в наших выпускниках есть и в других районах. По моим данным, по аналогичной с нами программе работает только один вуз в Татарстане, ну, может быть, два.


– А где вы находите преподавателей для обучения столь редкой профессии?


– Часть дисциплин гуманитарного направления “закрывают” АМУ и преподаватели Казани. А чисто профильные дисциплины, то есть специализацию, ведут преподаватели головной питерской академии, и где-то мы приглашаем профессоров из Москвы.


– То есть они работают вахтовым методом: отчитали пару дней лекции и – до свидания…


– Не совсем так. Преподаватели приезжают на одну, две недели – для них мы снимаем целый этаж в центральной гостинице Альметьевска. Причем перерывов практически не бывает, учебное расписание так составлено, что одни уезжают – приезжают другие. Разница может быть в один- два дня.


– А как насчет учебников?


– Мы пользуемся библиотекой АМУ, а всей необходимой учебно-методической литературой нас обеспечивает питерский вуз.


– Какая у вас плата за обучение?


– У нас две формы обучения: очная и заочная. На очном отделении плата составляет девять тысяч рублей в год, на заочном – восемь.


– Вы сказали, что готовите также управленцев для государственных структур. У вас есть договор с городской администрацией?


– Нет, такого договора пока нет, хотя с администрацией мы тесно сотрудничаем. Мы чувствуем, что ее очень интересуют вопросы местного самоуправления.


– Альметьевскому муниципальному университету администрация подарила два компьютерных класса, оплатила учебу двадцати будущих учителей, установила для отличников именные стипендии… Как вы считаете, перерастет ли интерес руководства города и в отношениях с вами во что-то материальное?


“В мире много профессий, выбирай любую. Но я выбрала профессию менеджера по управлению. Когда я училась в школе, я впервые услышала это слово – менеджер. Я хочу стать управляющим. Решать проблемы людей и помогать им, если понадобится, в моральном и материальном аспекте, всем без исключения”.


Из сочинения студентки Лейлы Хаировой.


– Я могу сказать так: мы приглашаем руководство и сотрудников администрации к себе, и они приходят. Мы тоже часто бываем у них. Так, прошлым летом студенты четвертого курса проходили в администрации двухнедельную ознакомительную практику. В настоящее время туда направлена еще одна группа студентов. Наше учебное заведение молодое, нас пока не все знают. До нынешнего года была проблема с набором студентов на факультет муниципального и государственного управления, многие не видели перспектив своего дальнейшего трудоустройства. Летом произошел перелом, нам поверили и стали подавать заявления. Мы готовим менеджеров в области управления, это будущие госслужащие – работа довольно престижная. С позиции современной теории, управлением, менеджментом следует считать только ту работу, которая приносит прибыль или какие-то положительные результаты. Очень важно помочь современным специалистам преодолеть стереотипы, предрассудки, менталитет административно-командной системы. Формирование нового типа управленца – одна из серьезных задач. Поэтому мы надеемся, что наши связи с государственными и муниципальными структурами будут крепнуть и развиваться дальше. У нас сейчас остро стоят две проблемы: помещения, поиском которых мы усиленно занимаемся, и общежитие для приезжих студентов. И здесь без помощи властей обойтись трудно.


“Наш город не блещет благоустройством . Я думаю, это еще из-за того, что у нас нет профессиональных управленцев. Мне очень повезло, что я поступила в филиал Санкт-Петербургской академии. Окончив факультет государственного и муниципального управления, я смогу помочь нашему городу стать самым красивым”.


Из сочинения студентки Альбины Хайбуллиной.


 


 


На заметку абитуриенту


В соответствии с Законом РФ “О защите прав потребителя” лицам, поступающим в вузы, и их родителям должна быть предоставлена следующая информация:


1. Учебное заведение обязано ознакомить со своим уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.


2. Учебное заведение обязано предоставить информацию о наличии лицензии, что фиксируется в приемных документах и заверяется личной подписью абитуриента.


3. Учебное заведение обязано предоставить информацию о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности).


Факт наличия или отсутствия свидетельства о государственной аккредитации фиксируется в приемных документах и заверяется личной подписью абитуриента.


4. Наименование и сведения о месте нахождения образовательного учреждения должны быть указаны на вывеске здания и соответствовать его уставу.


5. Информация о стоимости обучения предоставляется отдельно для основных и дополнительных образовательных услуг. Без согласия студента вуз не вправе предоставлять дополнительные услуги, оказываемые за плату.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще