В Казани прошел первый республиканский форум заместителей директоров школ
«Чем должен в школе заниматься завуч? Всем!» Этот тезис, почти лозунг, высказанный ректором татарстанского Института развития образования Равилем Хамитовым с трибуны республиканского форума заместителей директоров школ по учебной работе, пожалуй, наиболее ярко показывает, какие большие ожидания возлагают нынче чиновники от образования на первых помощников школьных директоров.
Форум завучей прошел в республике впервые. Но главный вопрос его повестки дня был не нов – как сделать так, чтобы в любой деревне татарстанские школьники получали такое же качественное образование, как и в больших городах. Собственно, эта тема рефреном проходит через все крупные образовательные форумы в республике – после того, как именно такую задачу поставил перед системой образования глава Татарстана Рустам Минниханов на состоявшемся в феврале этого года Совете безопасности.
Почему именно завучей решили теперь озаботить этой проблемой? Потому что без них, пояснил на открытии форума министр образования и науки Энгель Фаттахов, ни один директор школы не сможет качественно работать. Бывает даже, продолжал министр льстить аудитории, что директор – управленец так себе, но умные завучи вытягивают работу на более-менее приличный уровень. И вообще, добавил Фаттахов, именно завучи – главный кадровый резерв педагогической системы, будущие директора школ и начальники районных отделов образования.
Закончив с комплиментами, министр перешел к конкретике – чего именно ждут от завучей. Качество образования, как известно, должен обеспечивать учитель. Но учителя в республике разные. И хочется иметь полную картину – где татарстанских детей учат действительно достойно, а где преподавание по каким-то причинам хромает.
По мнению министра, завучи, как самое ближайшее к педагогам административное звено, должны дойти буквально до каждого учителя, выявить его сильные и слабые стороны, при необходимости продумать, как повысить его квалификацию. А то сегодня, посетовал Энгель Фаттахов, на переквалификацию педагогов тратятся огромные деньги, но понять, насколько она в нынешнем виде эффективна, сложно, если не видишь реальной работы каждого конкретного человека.
– У меня должна быть информация по каждой школе в каждом районе, – пояснил министр. – Мы будем индивидуально заниматься учительским корпусом, особенно в базовых школах. Материально-техническая база у нас там сегодня очень достойная, нужно, чтобы кадры ей соответствовали.
– Ваша задача – выстроить эффективную модель внутришкольного контроля, позволяющую добиваться высокого качества обучения, – продолжил тему заместитель министра образования и науки Ильдар Мухаметов. Он с сожалением констатировал: проверки показывают, что проблема многих школ – недостаточно эффективная управленческая деятельность, неумение школьных администраций ставить цели, анализировать работу и делать правильные выводы. Необходимо, подчеркнул он, организовать достойное методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в каждой школе, а значит, завучи обязательно должны ходить на уроки к своим учителям и быть там не формальными визитерами, а заинтересованными союзниками педагогов. Только в таком сотрудничестве и удастся добиться реального повышения качества школьного образования в республике.