Химия успеха

Наш лицеист стал призером международной олимпиады
Татарстанские школьники не устают радовать нас своими успехами на олимпиадах самого высокого уровня. В конце июля в Баку завершилась 47-я Международная химическая олимпиада, серебряным медалистом которой стал ученик 131-го казанского лицея Руслан Котляров.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_10123240

Наш лицеист стал призером международной олимпиады

Татарстанские школьники не устают радовать нас своими успехами на олимпиадах самого высокого уровня. В конце июля в Баку завершилась 47-я Международная химическая олимпиада, серебряным медалистом которой стал ученик 131-го казанского лицея Руслан Котляров.

На Всероссийской олимпиаде по химии в этом году Руслан, будучи девятиклассником, соревновался с ребятами на год старше. И стал абсолютным победителем. Затем победил в Ереване на Международной Менделеевской олимпиаде, которая ведет свое начало от Всесоюзной химической олимпиады школьников. И в итоге стал одним из четырех участников российской команды, отправившейся на олимпиаду мирового уровня в Баку.

Руслан не очень много рассказывает об олимпиадных заданиях, зато охотно вспоминает, как классно было общаться со сверстниками – нечасто, прямо скажем, вокруг оказывается столько школьников со всего мира… Но было ли ему там в силу более юного возраста сложнее, чем другим участникам?

– На международных олимпиадах простых заданий не бывает, – философски говорит об этом Руслан. – Если, конечно, ты не китаец…

Китайские школьники в последние годы и правда очень сильно проявляют себя в международных олимпиадах. Вот и в Баку они заняли все первые места в неофициальном общем зачете, получив на четверых четыре золотые медали нашей команде – два золота и два серебра). И все же юный казанец не склонен слишком восхищаться их достижениями. Считает, что они берут больше зубрежкой. А у нас традиционно сильна интуиция. Ведь в науке гениальные озарения часто играют большую роль… Хотя, признается Руслан, и у него результаты могли бы быть выше. Теоретические-то знания хорошие, а вот если бы было больше возможностей заниматься практикой… Но школьная лаборатория не позволяет сильно развернуться. А создать более серьезные условия для лабораторной работы, констатирует директор 131-го лицея Альфия Хабибуллина, в школе сегодня практически нереально – нужны специальные помещения, сейфы для хранения реактивов, полноценная ставка лаборанта.

Впрочем, это уже немного другая история, а мы пока вернемся к нашему герою. Первый интерес к химии он согласно семейной легенде проявил еще в раннем детстве – в пять лет. По словам мамы, нашел на даче непонятно как оказавшийся там учебник и прочитал. Но, конечно, серьезно заниматься этой наукой начал гораздо позже, когда в седьмом классе пришел в 131-й лицей, где уже много лет действует химический кружок, который ведет Альфия Хабибуллина. В этом кружке, к слову сказать, Руслан далеко не первый из тех, кто затем становился призером международной олимпиады. В прошлом году мы уже писали про выпускника лицея Алексея Садыкова, получившего серебряную медаль в подобном состязании, два года назад такого же успеха добился лицеист Михаил Ягофаров. Как видим, учебное заведение, которое в городе по старинке называют физико-математическим, стало настоящей кузницей будущих химических кадров. Правда, Альфия Блигвардовна тут же поясняет, что у них много ребят, успешных и в других науках, – в этом году было три призера Всероссийской математической олимпиады, а девятиклассник Дмитрий Садыков (младший брат Алексея, о котором, кстати, тоже писала наша газета) выиграл Международную естественно-научную олимпиаду.

И все же, видимо, необычайно сильна оказалась роль личности педагога, заинтересовавшего учеников именно химией. Вот и Руслан начинал с того, что в седьмом классе принял участие в одиннадцати школьных олимпиадах ( «это же весело!») и почти везде стал призером. А потом все же решил сконцентрироваться на химии. Хотя говорит, что позже хотел бы заниматься наукой на стыке химии и биологии.

– Успеха он добивается за счет любознательности, целеустремленности и хорошего честолюбия, – говорит о своем ученике Альфия Хабибуллина.

Сам же он благодарен и Альфие Блигвардовне, и учителю химии Эльфие Рустямовне Сафоновой за то, что «не дают расслабляться, останавливаться на достигнутом, заставляют работать дальше». 

При этом хотя Руслан и утверждает, что, кроме химии, в его жизни других интересов нет, директор с ним не согласна. И интересы, говорит, у парня вполне разносторонние, и друзей много. Тем более что среди одноклассников таких, как он, увлеченных наукой, – большинство.

– Ребят хороших у нас действительно много. И мы очень надеемся, что на будущий год у нас будет больше участников международных олимпиад, – делится ожиданиями Альфия Блигвардовна.

А я не могу не спросить – в чем же все-таки секрет столь стабильного успеха ее учеников?

– В хорошем консерватизме нашей подготовки, – отвечает она.

Да, директор одной из лучших казанских школ с некоторым опасением относится к сегодняшнему увлечению инновациями в образовании.

– Наша сфера всегда была одной из самых консервативных, и, думаю, в этом сила образования, – говорит Альфия Хабибуллина. – И инновации в нашем деле довольно опасная вещь. Так что если говорить об успехах наших ребят, то, думаю, корни тут в том, что мы опираемся на лучшие традиции советской школы. Безусловно, слепо копировать тот опыт сегодня нельзя. Но я уверена, что по-прежнему лучший способ передачи знаний – это доска и мел. А компьютер должен быть только приложением к ним.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще