Финские школьники первые четыре года учебы не получают оценок и до шестого класса включительно учатся, подобно нашим младшеклассникам, у одного педагога. При этом финская система образования считается лучшей в Европе, а ее выпускники показывают отличные знания.
Недавно в Финляндии побывала делегация из татарстанского Минобрнауки. Чем удивила эта страна наших специалистов в области образования и можем ли мы
– В Финляндии нас прежде всего поразили очень трепетное отношение и высочайший уровень доверия к педагогу, – рассказывает начальник управления профессионального образования Минобрнауки Тимерхан Алишев. – Престиж учительской профессии там необычайно высок, в вузы на педагогические специальности поступает лишь один из десяти абитуриентов, а работать в школе можно только с магистерской степенью, причем чтобы преподавать какой-то предмет, нужно иметь двойную специализацию магистра – и по этому предмету, и по педагогике. Но надо отметить, что и зарплаты у финских учителей хоть и не самые большие в Европе, но вполне достойные – три-четыре тысячи евро.
Престиж профессии, высокий конкурс в педвузы, достойная оплата труда делают свое дело – квалификация финских учителей, отмечает Тимерхан Алишев, очень высока. Лишним доказательством тому могут служить результаты финских школьников в тестах PISA (международной программы по оценке образовательных достижений участников) – практически по всем направлениям они входят по результатам тестов в десятку, намного опережая, например, Россию. И это притом, что до девятого класса в финских школах практически нет единого стандартизированного экзамена, знания проверяет только сам учитель. Показателем хорошей подготовки в школах северного соседа может служить и тот факт, что в 2013 году взрослые финны стали вторыми в мире по уровню грамотности и знанию арифметики.
Высокий образовательный уровень характерен и для малокомплектных школ, каковых в Финляндии немало, в том числе в отдаленных северных районах, где живут представители коренных народов. Конечно, нашу делегацию интересовал этот опыт, поскольку данная проблема характерна и для Татарстана. В финских малокомплектных школах, как и у нас, зачастую несколько предметов преподает один учитель (а до шестого класса такая практика действует и вообще во всех финских школах), но квалификация его, как правило, так высока, что качество образования от этого не страдает. Напротив, считается, что такое почти индивидуальное обучение даже лучше, чем в массовой школе. При этом, конечно, уровень жизни в Финляндии и в отдаленных поселениях не менее высок, чем в городах, что, по всей видимости, играет свою роль в том, что тамошние педагоги не бегут из села при первой же возможности.
Безусловно, затраты на малокомплектные школы там, как и у нас, выше, чем на обычные городские. Но решение о закрытии школы в Финляндии может принять только муниципалитет. А поскольку существует закон, обязывающий муниципальные власти оплачивать такси (!) школьнику, который живет более чем в 5 километрах от места учебы, закрывать школы в дальних селах никто не торопится.
Чем еще привлекателен финский опыт, по словам Тимерхана Алишева, так это тем, что образование там очень практикоориентированное. При этом систему контроля и надзора в сфере образования в стране отменили еще в 1990 году, так что финские школы самостоятельны в выборе учебных программ и могут внедрять различные новаторские, инновационные подходы. Сейчас, например, в стране идет дискуссия по поводу возможной отмены отдельных предметов и введения вместо них так называемых проектов. Скажем, берется проект строительства стадиона, чтобы его построить, необходимо знать и физику, и химию, и географию… То есть финны хотят еще больше приблизить образование к практике. Правда, чем в итоге завершится дискуссия и будет ли все так кардинально меняться, пока неясно.
– Безусловно, финская система образования основана на других традициях и иных общественных институтах, чем у нас, – констатирует Тимерхан Алишев. – Конечно, о таком высоком уровне доверия к педагогам мы пока только мечтаем, хотя и предпринимаем – не без успеха – все возможное, чтобы повысить престиж учительской профессии. Но перенимать опыт у северных коллег, несомненно, нужно, и не только в том, как превращать минусы малокомплектных школ в плюсы. Уже в этом году мы планируем отправить группу татарстанских педагогов на стажировку в Финляндию.