Много лет в казанской коррекционной школе-интернате №4 действует музей «Мужество». В преддверии 70-летия Победы руководитель музея, преподаватель русского языка и литературы Генриетта Кобякова (на снимке) подготовила сборник о двадцати героях музея – участниках Великой Отечественной войны. Пока сборник, распечатанный на обычном принтере, существует в единственном экземпляре. Но на специальном общешкольном классном часе ученики могли познакомиться с ним и узнать много нового о героях, уже известных им по музейным экспозициям.
В 4-м интернате Генриетта Лукинична работает уже 47-й год. А ее музею – больше тридцати лет. Как она сама о нем говорит, это музей не вещей, а людей. Начав работать в школе, где учатся дети с нарушением работы опорно-двигательного аппарата, она в какой-то момент поняла, что этим ребятам просто необходимы примеры того, как многого могут добиться люди с ограниченными возможностями, если у них есть на то желание и воля.
На восемнадцати стендах музейной экспозиции в ее кабинете литературы – ученые, политики, спортсмены, писатели. Николай Островский, Франклин Рузвельт, Валентин Дикуль, Шаварш Карапетян… О каждом из героев Генриетта Лукинична может рассказать немало интересного. Для своего сборника к 70-летию Победы, написанного в содружестве с преподавателем химии Лилией Тегеневой, она выбрала из всей экспозиции двадцать человек, участников войны. Летчик Алексей Маресьев, поэт Эдуард Асадов, писатель Абдурахман Абсалямов, кинорежиссер Станислав Ростоцкий, женщина-танкист Мария Лагунова – потеряв на войне здоровье, все эти люди не утратили желания жить, работать, творить. К этому же – не сдаваться, невзирая ни на какие обстоятельства, – все годы работы призывает своих учеников Генриетта Кобякова. «Ваша судьба – в ваших руках» – таков был лейтмотив и необычного классного часа, посвященного героям войны.
Надо отметить, многолетние усилия и Кобяковой, и других педагогов школы-интерната №4 не остаются напрасными – многие здешние выпускники, невзирая на сложные диагнозы, успешно учатся, поступают в вузы, пишут стихи, рисуют, поют… И пусть даже не достигают столь же многого, как герои их школьного музея, но разве их ежедневное в борьбе с болезнью преодоление себя и обстоятельств – не есть их личное мужество?..