В Казани прошел всероссийский форум по проблемам инклюзии
«Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии» – так назывался Всероссийский форум, прошедший на днях в казанском Университете управления «ТИСБИ».
Казань, по мнению многих участников форума, приехавших сюда со всей страны, сегодня является одним из признанных центров инклюзивного образования. И во многом заслуга тут, отмечали спикеры на пленарном заседании, ректора ТИСБИ Нэллы Прусс. Ведь в ее детище (что примечательно – коммерческом вузе) людей с ограниченными возможностями начали учить больше 15 лет назад. Сегодня только на очном отделении вуза учатся 50 студентов – это люди с нарушениями зрения, слуха, работы опорно-двигательного аппарата. Немалое количество студентов, которые не могут самостоятельно передвигаться, учатся в университете дистанционно. В последние годы, когда в республике начали активно заниматься внедрением инклюзии в школах, именно ТИСБИ стал методическим центром, где накопленным опытом активно делятся со школьными коллегами.
– Вы взвалили на себя этот хомут, и он вам очень идет, – полушутя-полусерьезно обратился к Нэлле Прусс ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров, отметив, что все вузы республики в реализации доступной среды для студентов-инвалидов опираются на рекомендации и технологические решения, разработанные именно в ТИСБИ.
Между тем с доступной средой в вузах, рассказала нам директор республиканского межвузовского центра по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья Елена Мелина, проблем еще хватает. В Татарстане реализуется региональная программа создания такой среды, но вузы у нас в большинстве своем федерального подчинения и в эту программу не попадают, а переоборудование старых университетских зданий, строительство там входных пандусов, оснащение подъемниками – дело, конечно, затратное, поэтому процесс идет довольно медленно. Может быть, поэтому студентов-колясочников пока не часто увидишь в университетских коридорах. И если в общеобразовательных школах республики сегодня учится чуть больше 4 тысяч детей-инвалидов, то в вузах таких студентов пока лишь около 400.
У самих вузов, пытающихся внедрить в своих стенах инклюзивное обучение, тоже из-за этого возникают проблемы – с пресловутым мониторингом, который ведется в стране уже не первый год и в критериях которого работа с инвалидами совершенно не учитывается. Об этом говорил на форуме первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин. Он отметил также, что в последние годы депутатам удалось многое сделать для того, чтобы облегчить инвалидам путь к высшему образованию – добиться квоты для них при поступлении на бюджетные места, поднять социальные стипендии… Сейчас идет работа над тем, чтобы у людей с ограниченными возможностями здоровья появились льготы при поступлении в магистратуру.
«Инвалиды нужны России не меньше, чем Россия нужна им», – эту мысль Олег Смолин уже много лет продвигает на самых высоких уровнях. Ведь в современном российском обществе, как отмечали многие участники форума, очень важно именно повернуть вектор общественного сознания, изменить отношение к людям с ограниченными возможностями. Без этого можно сколько угодно говорить о необходимости инклюзивного образования, но подлинной инклюзии не будет. Безусловно, констатировал в своей лекции в рамках форума академик Российской академии образования, и.о. директора Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев, нам пока трудно ориентироваться в этом вопросе на, скажем, скандинавские страны, где первые социальные программы по поддержке инвалидов стартовали еще в тридцатые годы прошлого века. Но мы можем и должны ориентироваться на то отношение к детям с ограниченными возможностями и их семьям, которое в этих странах давно стало нормой. А в отечественной педагогике, напомнил Малофеев, накоплен свой богатый опыт работы с, как их иногда называют иначе, одаренными детьми. И сегодня этот опыт необходимо передавать педагогам обычных школ, чтобы инклюзия стала не очередной громкой кампанией, а нашей повседневной реальностью.