Так все-таки Адам или обезьяна?

Вопрос о происхождении «царя природы» – человека разумного (Homo sapiens) всегда волновал наши умы. Но если до конца XVIII века доминирующим ответом был категорический императив: человек – это божье творение, то с появлением и развитием теории эволюции все однозначнее стал звучать другой вывод: наш предшественник – обезьяна. 

Автор статьи: Сергей СЕМЕРКИН

information_items_10115339

Представители науки и религиозной мысли сошлись в интеллектуальном поединке в вопросе о происхождении человека

Вопрос о происхождении «царя природы» – человека разумного (Homo sapiens) всегда волновал наши умы. Но если до конца XVIII века доминирующим ответом был категорический императив: человек – это божье творение, то с появлением и развитием теории эволюции все однозначнее стал звучать другой вывод: наш предшественник – обезьяна. Проникнуть вглубь веков и явить на свет нашего общего предка, опираясь на последние достижения науки и религиозной мысли, попытались участники дискуссии «Адам или обезьяна – чьи мы дети?», которая прошла в Казани. Пиршество мысли для людей думающих было настолько притягательно, что зал Казанского федерального университета еле вместил всех желающих послушать мнения авторитетных экспертов.

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕТ, НО ЕЙ ИНОГДА ПОМОГАЕТ ВСЕВЫШНИЙ

До начала мероприятия гости могли сфотографироваться с Адамом в набедренной повязке, держащим в руках змею, или с милой обезьянкой в красном костюмчике. Таким образом организаторы из инициативной группы «Думай!» давали зрителям право выбрать своего далекого предка.

К началу дискуссии зал КФУ на улице Татарстан был набит до отказа, многим пришлось стоять – всего пришло более полутысячи человек. Публика собралась разная – от студентов в потертых джинсах до пожилых людей в строгих костюмах и национальной одежде.

Модератор встречи – автор и ведущая программы «Мозговой штурм» на ТВЦ Анна Урманцева – попросила спикеров придерживаться формальной логики и уважать точку зрения оппонентов, даже если она сильно отличается от собственного устоявшегося мировоззрения. К чести и ученых, и богословов, они честно старались выполнить эти установки. В первой части дискуссии каждый выступил с восьмиминутной презентацией своей позиции по вопросу «Адам или обезьяна – чьи мы дети?»

Первый заместитель муфтия РТ Рустам хазрат Батров начал свою речь с анекдота о том, что Чарльз Дарвин был очень хорошим человеком, поэтому, чтобы поддер­жать его теорию, Всевышний подложил в геологические залежи останки разных животных. После этого Рустам хазрат рассказал о мусульманских мыслителях, которые еще в IX веке, то есть задолго до Дарвина, писали об эволюции. Труды мусульманских авторов оказали влияние на европейскую науку, и поначалу теорию о происхождении видов называли «Магометанской теорией эволюции». По его словам, современные мусульмане убеждены, что источником всего в мироздании является Аллах, однако к теории эволюции однозначного отношения нет. Одни авторы отрицают ее, другие признают возможность микроэволюции, в результате которой не возникают новые виды, а лишь изменяются уже существующие. Третьи считают возможной макроэволюцию, но делают исключения для человека, который возник в результате прямого божественного вмешательства. «Духовное управление мусульман Татарстана не признает теорию эволюции, оставаясь на позиции креационизма», – заявил Рустам хазрат. (Напомним: креационизм – философско-теистическая концепция, утверждающая, что Вселенная, Земля, человек и все другие формы жизни произошли в результате творческого акта Всевышнего.)

  • Руководители инициативной группы «Думай!» Петр Талантов и Ярослав Швецов пообещали, что подобный формат дискуссий будет обязательно продолжен

Автор программы «Введение в христианское естествознание», преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Галина Муравник напомнила, что Чарльз Дарвин не утверждал, что человек произошел от обезьяны. Он пытался обосновать идею происхождения человека как биологического вида от нижестоящей животной формы, понимая при этом, что физическое тело – это еще не весь человек.

Сейчас наука сходится в том, что общим предком человека была митохондриальная Ева, которая жила 180–200 тысяч лет назад в Африке. Она являлась общим предком всех ныне живущих людей по материнской линии. В свою очередь один из крупнейших богословов XX века и палеонтолог А.Т.-де Шарден взглянул на происхождение человека глазами веры, пытаясь совместить религиозную и научную парадигму. По мнению Шардена, преображение человека еще идет и завершится христогенезом – завершающим этапом эволюции, в ходе которого произойдет всеобщий теозис, то есть обожение.

Священник Владимирской епархии Русской православной церкви Московского патриархата, кандидат физико-математических наук Дмитрий Черепанов в начале своего выступления процитировал Достоевского: «Человек есть тайна, и ее надо разгадывать». Он напомнил: когда в Библии говорится о происхождении человека, все начинается с Адама. Но слово «Адам» в переводе с иврита и означает «человек». Кроме того, на том же иврите оно однокоренное со словом «земля». Акты божественного творения упомянуты в Ветхом Завете всего три раза: творение Земли из ничего, творение животных и творение человека. Бог вдохнул дух в прах земной. А уж сколько миллионов лет на это понадобилось, в Библии об этом не говорится. Поэтому попытки буквально толковать текст Священного Писания являются ущербными.

В КАЖДОМ ИЗ НАС – ДВА ПРОЦЕНТА ГЕНОВ НЕАНДЕРТАЛЬЦА

Российский биоинформатик, доктор биологических наук, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд представил последние научные данные по происхождению человека. По его словам, наши предки вышли из Африки в Европу около 50 тысяч лет назад и скрещивались с неандертальцами, которые пришли в Европу несколько раньше. «В каждом из нас примерно два процента генов неандертальцев. А у африканцев генов неандертальцев нет, потому что они с ними не скрещивались», – ошарашил он аудиторию: не все в зале были готовы принять в свои «отцы» еще одного «папу».

Михаил Гельфанд посетовал, что об эволюции зачастую говорят известные общественные деятели, которые в данной области некомпетентны. Он порекомендовал следовать высказыванию Козьмы Пруткова и рассуждать только в пределах своих компетенций.

  • Одна из первых «говорящих» обезьян – шимпанзе Уоша, – когда раскладывала и сортировала фотографии, свое фото поместила к людям, а фотографию своего папы (не владевшего языком людей) – к животным

Кандидат биологических наук, заведующий лабораторией эволюционной геномики Центра геномной регуляции (Барселона) Федор Кондрашов высказал несколько тезисов о том, что мы получили благодаря теории эволюции. Мы знаем, что у живых организмов был общий предок, например, у человека и южного тамандуа (средних размеров зверек из семейства муравьедов). Мы смогли существенно улучшить производительность сельскохозяйственных культур. Мы поняли механизмы потери эффективности лекарств (антибиотиков) и можем этому противодействовать. Мы установили, что рак – эволюционная болезнь. Мы уже начинаем понимать динамику развития раковых опухолей и начинаем разрабатывать новые стратегии их лечения. «Противники эволюции, которые говорят, что ее не нужно преподавать в школе, способствуют деградации сельского хозяйства. Также они способствуют отставанию в современных медицинских исследованиях. Преподавать эволюцию нужно не только в школах, но и в медицинских вузах», – уверен Федор Кондрашов.

КАК ИЗ ШИМПАНЗЕ СДЕЛАТЬ ИНДИВИДУУМА

Во второй части дискуссии модератор Анна Урманцева по очереди задавала экспертам вопросы, в частности просила четко сформулировать ответы на вопросы: «Все согласны, что эволюция существует? А если она есть, то кто ее запустил?» На что Галина Муравник ответила цитатой из работы «Апологетика» протоиерея Василия Зеньковского: «Эволюция была и есть в природе, но она в разных ступенях своих нуждалась в воздействии Творца». Так у ученых и богословов нашлась точка соприкосновения.

«Наши отличия от шимпанзе в геноме составляют один процент. Большинство этих отличий никак не влияет на то, что шимпанзе – не мы. Наши коллеги, по-видимому, не согласны с этим и хотят добавить к этому некую внешнюю силу. Если мне будет предъявлено проявление данной внешней силы, которое можно изучить, тогда это можно обсудить», – высказался по поводу «творческой внешней силы» в эволюции Михаил Гельфанд, и «пропасть» между позициями ученых и богословов снова явно обозначилась.

«А можно подкрутить этот один процент и сделать из шимпанзе человека?» – задал принципиальный вопрос оппонентам Рустам хазрат. «Мы не можем это сделать из этических ограничений», – ответил Федор Кондрашов. «Технологически сейчас это невозможно, и, как правильно сказал Федор, этим не надо заниматься. Но в качестве мысленного эксперимента это можно сделать. Если мы возьмем геном шимпанзе, поменяем в нем отличия, а потом вставим ДНК в яйцеклетку человека, то, скорее всего, из этого родится человек. С бактериями подобные вещи уже делаются, там механизм проще. В эмбриологии потрясающий прогресс происходит прямо сейчас», – пояснил Михаил Гельфанд. По его словам, эксперименты с шимпанзе показали, что их можно научить символическим языкам и они разговаривают на уровне ребенка, шутят, обманывают…

На третьем этапе дискуссии вопросы задавались из зала. Любознательные казанцы попросили уточнить: кем осознавала себя наученная человеческому языку обезьяна? Эксперты рассказали, что одна из первых «говорящих» обезьян – шимпанзе Уоша, – когда раскладывала и сортировала фотографии, свое фото поместила к людям, а фотографию своего папы (не владевшего языком людей) – к животным. А когда ее спросили, почему она так сделала, ответила, что Уоша – человек, а папа – грязное животное. Вот она, «дочерняя благодарность». Этот пример ярко иллюстрирует, что чувство собственного достоинства присуще и обезьянам.

МЫ ТОЧНО ДЕТИ НАШИХ ПАП И МАМ

Когда время этого интересного разговора перевалило за два с половиной часа, из зала снова поставили вопрос ребром: «Так все-таки чьи же мы дети?» И он вновь разделил участников дискуссии. Федор Кондрашов: «С точки зрения биологии, у человека и шимпанзе есть общий предок, который жил примерно 6–10 миллионов лет назад». Михаил Гельфанд: «И он был больше похож на шимпанзе, чем на человека, поэтому, скорее всего, если бы мы его увидели, то назвали бы обезьяной». Галина Муравник: «Мы – дети божии, но Господь творил человека на основании тех законов эволюции, которые он же вложил в материю». Дмитрий Черепанов: «Человек без божьего, без духовного существования – не человек». Рустам хазрат: «Мы дети Адама. Бог вдохнул в „глиняный манекен“ дух, и только после этого он стал человеком».

После завершения мероприятия оставшиеся в зале зрители еще долго не отпускали спикеров, задавали вопросы, спорили. Это показывает, что люди хотят не просто набирать в поисковике вопрос и получать готовый ответ из Википедии, – они хотят думать. И пища для ума будет: руководители инициативной группы «Думай!» Петр Талантов и Ярослав Швецов пообещали, что подобный формат дискуссий будет обязательно продолжен.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще