Робототехника сегодня очень популярна в Нижнекамске. Ребят, увлеченных созданием интеллектуальных «игрушек» вместе с педагогами и главным вдохновителем – директором Центра детского и юношеского творчества Радиком Салихзяновым, больше полутора сотен.
Радик Наильевич может говорить об этом часами. А ведь увлекся всерьез инженерной игрой неожиданно, но затянула она глубоко. В том, что робототехника в определенной мере – игра, он не сомневается. Вместе с тем считает, что конструирование роботов, пусть и игрушечных, – это серьезное занятие. Оно имеет шанс перерасти в дело жизни его воспитанников.
Все началось с выигранного гранта, в качестве которого учреждение дополнительного образования получило… огромный ящик со множеством колесиков, гаечек, винтиков. Это богатство оказалось комплектом для конструирования роботов. И все бы хорошо, да такого кружка в Центре не было, как и специалиста, способного во всем разобраться. Радик Наильевич стал его искать, но не нашел желающих заниматься с детьми за более чем скромную зарплату. Не оставалось ничего другого, как самому взяться за изучение нового дела.
- Успехи не остаются незамеченными. Например, десятиклассник Дима Мельников, один из первых воспитанников Радика Наильевича, получил беспрецедентное право на равных со взрослыми специалистами, кандидатами наук судить знаменитый «Роботофест»!
На первых порах он знал и умел немногим больше, чем любой начинающий. Однако азарт оказался так велик и заразителен, что узкий поначалу круг юных создателей умных машин начал стремительно расти. Желающих заниматься робототехникой вскоре стало так много, что отделения кружка появились в нескольких школах. И поиск руководителей перестал быть проблемой: видя искренний интерес детей и серьезные результаты, преподаватели физики, информатики сами стали предлагать свои услуги. А уж ребята готовы хоть сутками пропадать в мастерских и тем более – участвовать в соревнованиях. Был случай, когда весь пьедестал почета на крупных республиканских состязаниях заняли нижнекамские школьники.
Всплеск технической активности не обходится без сюрпризов. Радик Наильевич любит рассказывать о таком случае. Юный автор демонстрировал почтенному жюри робота-уборщика, автомат прилежно исполнял свои обязанности. Но вдруг он повел себя так, что заставил присутствующих ахнуть и не оставил конкурентам ни шанса на победу: робот взял и элегантно преподнес председателю жюри бутылочку воды! Члены комиссии очень веселились, невзирая на «мелкий подхалимаж». Тут же посыпались идеи, например, предлагалось обучить робота обязанностям официанта. Да, иногда автоматы оказываются умнее, чем от них ожидали.
Успехи не остаются незамеченными. Например, десятиклассник Дима Мельников, один из первых воспитанников Радика Наильевича, получил беспрецедентное право на равных со взрослыми специалистами, кандидатами наук судить знаменитый «Роботофест»!
Логично задаться вопросом о перспективах детей, увлеченных игрушечно-серьезным творчеством. Хорошие перспективы более чем реальны. Даже если десятая часть юных создателей умных машин выберет профессию, так или иначе связанную с электроникой и программированием, это значит, что страна получит немало отличных специалистов, которые всегда в дефиците. Что касается роботизированных систем, то они все активнее вторгаются в современное производство. И есть случаи, когда профессионалы успешно используют в своих разработках идеи самых смелых фантазеров – детей.
- Что умеют роботы? Шагать, петь, отзываться на имя – это самое простое. Продвинутый робот умеет прокладывать маршрут, видеть и преодолевать препятствия, охранять порученный объект, вести единоборство, узнавать «хозяина» и многое другое
Что умеют роботы? Шагать, петь, отзываться на имя – это самое простое. Продвинутый робот умеет прокладывать маршрут, видеть и преодолевать препятствия, охранять порученный объект, вести единоборство, узнавать «хозяина» и многое другое. Разумеется, в лидерах технического творчества – дети, на несколько шагов опережающие сверстников в освоении физики, математики, информатики, в общем кругозоре. Английский язык для создателей роботов тоже не на последнем месте, ведь интеллектуальные машины в основном «разговаривают» на языке международного общения.
В мастерской нижнекамского Центра детского и юношеского творчества сейчас вовсю кипит работа: к Новому году собирается и программируется праздничная оленья упряжка, несущаяся под узнаваемую новогоднюю мелодию. Конструкторы торопятся, в этом деле всякая мелочь играет важную роль. Педагоги же каждый день решают задачу со многими неизвестными: как малышам (юные робототехники молодеют с каждым годом, сегодня уже третьеклассники пробуют свои силы), не имеющим представления о физических процессах, о математических действиях с дробями, объяснить понятия, связанные с высшей математикой? Самое удивительное, что это удается! А что может сравниться с восторгом от успешного результата настоящего инженерного дела? Для этого и слова подходящие не сразу подберешь…