Победитель всероссийского конкурса «Учитель года» считает, что Единый госэкзамен не должен служить единственной оценкой качества работы педагога, мечтает найти деньги на умную СМАРТ-доску и пока никак не может приступить к работе.
Преподаватель биологии из нурлатской школы №1 Алла Головенькина, которая, напомним, 5 октября, во Всемирный день учителя, была признана лучшим педагогом страны 2014 года, в минувшую пятницу общалась с журналистами в агентстве «Татар-информ». Она призналась, что медийщики (не только республиканские) атакуют ее так плотно, что чуть ли не по 20 часов в день ей приходится давать интервью по телефону, и поэтому пока никак не получается вернуться в любимую школу и заняться, наконец, главным делом своей жизни – учить детей биологии.
Биологию, кстати, сама она, как выяснилось, любила с малых лет. Даже в парке аттракционов, по воспоминаниям мамы, маленькая Алла смотрела не на карусели, а на то, какие насекомые на них садятся. «Страсть к мелким букашкам и цветочкам» и привела ее в итоге на химико-биологический факультет Пермского пединститута, где к тому времени уже училась ее старшая сестра. А ведь в детстве мечтала стать продавцом соков или мороженого в надежде, что тогда можно будет вволю лакомиться тем или другим…
Но ни разу в жизни, признается Головенькина, не пожалела, что стала учителем. Она любит свой предмет, своих учеников, гордится тем, что удалось прославить небольшой город Нурлат на всю страну. Но, разумеется, журналисты не могли не спросить – а что, на ее взгляд, мешает современному учителю в работе? Весьма напрягает педагогов, как выяснилось, когда их работу оценивают в основном по результатам ЕГЭ. Они, эти результаты, по мнению Головенькиной, не должны быть лакмусовой бумажкой оценки качества преподавания. Алла Николаевна раскрыла некоторые тонкости процесса подготовки к Единому госэкзамену. Дело в том, что учебная программа – по крайней мере, по биологии – построена таким образом, что в 10–11-х классах нет возможности углубленно повторять достаточно большое количество экзаменационных тем. Поэтому подготовка к ЕГЭ, как правило, ведется во внеурочное время, через дополнительные консультации. Сама Головенькина ведет такие консультации в том числе в «Скайпе» и в «Контакте» – и, разумеется, бесплатно.
Огорчает лучшего учителя и то, что сегодня не так просто, как в былые годы, вывезти учеников организованно на экскурсию даже в ближайший парк – нужно собрать множество разрешений, с группой должна ехать медсестра, у каждого из детей должна быть страховка… Все это отбивает у учителей всякое желание заниматься подобными экскурсиями, но ведь преподавать биологию и не наблюдать с детьми за живой природой – это неправильно…
Впрочем, есть в работе лучшего учителя и свои немалые радости. В первую очередь, конечно, ученики – современные дети, говорит Алла Головенькина, они более дисциплинированны, чем прежние поколения, больше нацелены на результат, получение знаний. А в этом им сильно помогают современные технологии. Кстати, татарстанские школы, как выяснилось, сегодня оснащены подчас лучше столичных – например, в Москву на конкурс Головенькина привезла из Нурлата цифровой микроскоп. В столичной школе, где конкурсанты давали открытые уроки, такого просто не было. Помогает татарстанским учителям и сингапурская система преподавания, которой, напомним, их обучали по специальной программе республиканского Минобрнауки. Эта система, говорит Алла Николаевна, учит детей работать в команде, слышать друг друга, принимать чужую и отстаивать свою точку зрения.
Если же говорить о мечтах лучшего учителя страны, то одно из главных желаний – совершить первое в жизни заграничное путешествие. И в этом ей должен помочь сертификат на повышение квалификации в одном из зарубежных образовательных центров, который после победы во всероссийском конкурсе вручил ей Президент Татарстана Рустам Минниханов. Правда, в какую именно страну она поедет на учебу, Алла Николаевна пока не знает.
А еще пятнадцати финалистам конкурса «Учитель года – 2014» подарили сертификаты на половину стоимости «умных» СМАРТ-досок – интерактивных образовательных устройств, открывающих для учителя массу новых возможностей. И Алла Головенькина мечтает теперь найти недостающую часть суммы, чтобы такая доска появилась и в нурлатской школе №1.