Будильник для учителя

«Внутри меня шторм, бушующий океан идей», – так описала свои эмоции участница Фестиваля школьных учителей в Елабуге по его окончании. Учительский форум состоялся в Елабужском институте КФУ в пятый раз, носил статус международного и собрал более пятисот педагогов.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Фото: Александр МАСЛОВ

information_items_10113838

«Внутри меня шторм, бушующий океан идей», – так описала свои эмоции участница Фестиваля школьных учителей в Елабуге по его окончании. Учительский форум состоялся в Елабужском институте КФУ в пятый раз, носил статус международного и собрал более пятисот педагогов.

За прошедшие годы фестиваль значительно расширился. На первом было около сотни участников, и только из Татарстана. А теперь форум обрел известность, сюда приехали представители Дальнего Востока, Кавказа, столичного и многих других регионов России. В качестве лекторов и ведущих мастер-классов пригласили ученых из университетов Израиля, США, Швейцарии, Таиланда, Германии, Беларуси и других вузов-партнеров КФУ.

Четыре дня по-летнему тихое здание института полнилось гулом, разговорами, дискуссиями, обсуждениями. За это время здесь состоялись десятки лекций и мастер-классов. Ранний подъем и совместная зарядка под руководством чемпионки мира по пауэрлифтингу – так начинался день. Кроме насыщенной учебы, был и не менее увлекательный отдых: экскурсии по Елабуге, концерты джазового оркестра, спектакль специально приглашенного набережночелнинского театра. Состоялся и собственный концерт – среди участников оказалось столько творчески одаренных людей, что «смотр талантов» закончился за полночь.

Любое событие становится важным, если оно имеет последствия. Каковы они у фестиваля? Пожалуй, главное то, что десятки педагогов накануне нового учебного года испытали душевный подъем и вдохновились. А это значит, что с таким настроением они придут в свои классы, станут работать еще лучше, и детям с ними будет интереснее.

Слово — Раиле Газизовой, учителю из поселка Джалиль:

– Несмотря на то, что у нас в поселке довольно развита педагогическая работа, мы в последнее время «задремали», – призналась Раиля. – А здесь я пробудилась, этот фестиваль стал для меня своеобразным будильником. У меня появилось столько идей, столько желания работать!

ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ ВУЗУ НЕОБХОДИМ

Фестиваль не случайно проходит в Елабужском институте КФУ. Ведь со времени своего основания в 1898 году качестве епархиального училища) и по сей день учебное заведение не изменяло своей педагогической направленности. А в 2010 году вуз влился в состав федерального университета, который наряду с Министерством образования республики является учредителем форума. В нынешнем году фестиваль школьных учителей посвятили 210-летию создания КФУ. Теперь он уже стал брендом Татарстана и федерального университета.

Вице-премьер – министр образования и науки республики Энгель Фаттахов на открытии фестиваля отметил, что этот учительский форум – значимый для ведомства проект. Он перечислил успехи системы образования республики, особенно в укреплении материально-технической базы. Министр коснулся темы реорганизации образовательного процесса, внедрения новых многоуровневых образовательных систем, обновления педагогических технологий – все это ведется совместно с КФУ, который обладает одной из самых полных и развитых систем непрерывного педобразования в России.

Начата работа по модернизации системы повышения квалификации учителей – данные вопросы приобретают особую актуальность в связи с переходом на новые образовательные стандарты. В текущем году более 15 тысяч работников образования пройдут курсы повышения квалификации.

Актуальным, отметил министр, остается вопрос привлечения молодых педагогов в сельские районы. Их численность увеличилась, но меры поддержки нужно совершенствовать.

Ректор КФУ Ильшат Гафуров отметил значение фестиваля для университета:

– Подготовка учительских кадров занимает в КФУ особое место. Кроме нас, по сути, их никто больше в республике не выпускает. И мы же на 80 процентов осуществляем переподготовку педагогов.

На базе университета осуществляется практико-ориентированная подготовка: КФУ – один из немногих университетов страны, имеющих в составе еще и лицеи, в них-то и направляются на практику студенты. Также стажировки проходят в базовых школах, каковых сейчас в республике около сотни.

– Жизнь меняется быстро, поэтому и система подготовки должна научиться вовремя отвечать на эти вызовы, – продолжил ректор. – Достаточно часто можно услышать от работодателей: вузы готовят не тех специалистов, их надо переучивать. Такое положение вещей должно уйти в историю. Поэтому мы идем по пути практико-ориентированного обучения. Работая в профильных лицеях, студенты определяются, правильно ли выбрали профессию. Поскольку быть учителем – это не только обладать определенным количеством знаний и компетенций, но еще и понимать детские души.

Также Ильшат Гафуров отметил, что качество абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, высоко. Так, средний показатель ЕГЭ в Казани – больше 70 баллов, а на ряде факультетов и более 80.

На фестивале также побывали и пообщались с учителями профсоюзные лидеры – заместитель председателя общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова и председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки Юрий Прохоров.

ЛУЧШИМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ

Темы мастер-классов, лекций и тренингов были самые разные, каждый выбирал интересное для себя.

С открытыми ртами сидели они на занятиях доктора физико-математических наук Джанжая Йингпраюна из Таиланда, который с помощью занимательных опытов-фокусов показал, как увлечь школьника физикой. А еще он учил преподавателей видеть красоту проявления физических законов повсюду в окружающем нас мире.

Профессор Марк Лейкин из Израиля рассказал о своих исследованиях влияния билингвизма на развитие креативности. Вывод таков: работа мозга человека, разговаривающего на двух языках, отличается в лучшую сторону от тех, кто знает только один. А малышам-билингвистам свойственна большая оригинальность мышления, и чем раньше ребенок начнет осваивать языки, тем лучше.

Против конкуренции и индивидуального эгоцентризма в школе выступила ученый из Германии Юлия Койнова-Цёльнер. По ее мнению, развитие коммуникативных навыков в группе, а также обоюдная поддержка при выполнении заданий помогут выдвинуть систему образования на новый уровень.

  • Фестиваль не случайно проходит в Елабужском институте КФУ. Ведь со времени своего основания в 1898 году качестве епархиального училища) учебное заведение не изменяло своей педагогической направленности. Нынче фестиваль школьных учителей посвятили 210-летию создания КФУ. Теперь он уже стал брендом Татарстана и федерального университета

Также состоялась публичная лекция известного педагога и ученого Евгения Ямбурга, который рассказал о концепции профессионального стандарта учителя.

Пригласили на фестиваль и лучших учителей из разных регионов страны, а также победителя Всероссийского конкурса «Учитель года – 2013» Светлану Колесниченко из маленького городка Гуково Ростовской области. В большом городе у педагога много возможностей для развития, общения, есть у кого учиться. В маленьком населенном пункте эти возможности сильно ограничены, но большинство учителей как раз в таких условиях живут и работают. Как в этой ситуации развиваться?

– Убеждена, это вообще не связано с географией, – говорит Светлана. – Все зависит только от желания человека, тем более при нынешних возможностях Интернета. Разумеется, замечательно, когда можно встретиться на таких семинарах. Именно конкурс и дал мне то, чего я была лишена, – общение с креативными людьми на личных встречах. А что касается образовательных вещей, то при помощи Интернета и литературы пробелы можно восполнить, было бы желание, время и здоровье.

А У НАС – ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ!

Фестиваль стал подарком и для елабужских учителей. Ежегодно они могут бесплатно посещать мастер-классы. Учитель географии школы №9 Язиля Баймуратова не упускает подобной возможности.

– Здесь удивительно теплая, человечная атмосфера, и я словно сверяю свою работу, свои успехи с общим направлением. Если, слушая известных модераторов, нахожу то, до чего дошла сама, ставлю себе «плюс». А когда вижу новые находки, стараюсь затем применять. Считаю, что работать надо с детьми прежде всего спокойно и доброжелательно. Напряженный урок – это нехороший урок.

Гендерный состав фестиваля в полной мере отражал баланс, существующий в школах, – абсолютное большинство участников составили женщины. Согласно много лет складывавшемуся стереотипу мужчина в школе – директор, физрук, трудовик, зачастую пенсионного возраста, и на этом все… Но, например, приехавший из Перми учитель истории и обществознания Дмитрий Хулапов одним своим видом эти стереотипы ломает: молодой, современный, с красивой татуировкой на предплечье.

На вопрос, уютно ли ему среди такого числа женщин и в школе, и на фестивале, Дмитрий улыбается:

– Мне очень комфортно. Я пришел работать в родную школу, и большинство педагогов – те, которые еще меня учили. И здесь, поскольку женщин больше, они тоже всячески окружают заботой и теплом. Приятно очень!

Дмитрий Хулапов работает учителем третий год.

– Думаю, свяжу свою жизнь с учительством, – говорит он. – У нас мужчин в коллективе достаточно много. Мужчина в школе очень нужен. Женщины все равно относятся к ученикам как к детям, многое спускают с рук. А порой тут нужна более жесткая рука, конечно, в хорошем смысле.

Отдельная история – класс­ное руководство. Его 5-й «Г», надо сказать, очень гордится своим руководителем – это единственный мужчина на всю параллель. Так и говорят: «Наш Дмитрий Сергеевич!»

Он сразу сказал детям, что абсолютно доступен для всех в социальных сетях, ребята знают, что в любое время могут ему написать, задать вопрос. А со старшеклассниками Дмитрий Хулапов занимается спортом, поскольку в свое время увлекался баскетболом. Ребята и педагоги собираются вместе, устраивают матчи «учителя против учеников», общаются в неформальной обстановке.

ФОРМУЛА ШКОЛЬНОГО УСПЕХА

Среди участников были объявлены конкурсы: на лучший дневник фестиваля, на оригинальную расшифровку аббревиатуры «ФШУ», конкурс талантов, авторских афоризмов и стихов, конкурс предложений «Если бы министром образования стал я». ФШУ расшифровали, например, так: формула школьного успеха, фейерверк шикарных уроков…

А представив себя министром образования, учителя исписали целую кипу бумаги на специальной стойке. «Перевела бы образование из „сферы услуг“ в область нравственно-социального приоритета нации», «Я бы повысил оплату работы учителя и классного руководителя до уровня депутата Госдумы», «Дал бы учителю возможность спокойно вести урок и к нему готовиться, не отвлекаясь на около­школьные дела», «Обратила бы внимание на проблемы малокомплектных школ, нет школы – вымирает село» – такими соображениями поделились участники.

А самым ярким, пожалуй, стало высказывание: «Если бы я был министром образования, то работал бы в школе хотя бы один урок в неделю, испытал все инновации моего министерства, сдал ЕГЭ по всем предметам и постарался не забывать учительское ремесло».

Впервые было вручено два главных приза фестиваля – от каждого учредителя. Самыми активными участниками признали Гузель Чанышеву из Мамадыша и Лейлу Нуртдинову из поселка Джалиль. Они получили путевки в санаторий, а также приглашение в качестве почетных гостей на следующий фестиваль.

Подвела итоги фестиваля директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон:

– По поручению ректора КФУ Ильшата Гафурова мы будем создавать Ассоциацию участников Фестиваля школьных учителей в Елабужском институте КФУ, в нее смогут войти и все участники прошлых лет, – рассказала она. – Будем создавать банк данных зарубежных и российских модераторов для того, чтобы можно было продолжать с ними сотрудничество не только в рамках фестиваля.

Согласно дорожной карте Елабужского института КФУ Международный фестиваль школьных учителей должен стать базой для международного центра повышения квалификации педагогов. Мы постепенно к этому идем. Так, зарубежные коллеги предложили институту войти в состав Ассоциации по естественно-научным знаниям и проводить в рамках нашего фестиваля секцию, за которую будет отвечать данная организация. А это значит, что будут новые имена, интересные преподаватели и модераторы – мы станем проводником актуальных знаний и увлекательных идей.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще