В Казани прошло всероссийское педагогическое совещание
Не наказывать школы и учителей за низкие результаты Единого государственного экзамена, а непредвзято и глубоко проанализировать эти результаты и сделать необходимые выводы призвал министр образования и науки России Дмитрий Ливанов региональных руководителей системы образования на состоявшемся вчера в Казани всероссийском совещании, посвященном актуальным вопросам развития системы общего образования в стране. В совещании принял участие Президент Татарстана Рустам Минниханов.
Обращаясь в начале заседания с приветственным словом к его участникам, руководителям органов исполнительной власти субъектов России, осуществляющих управление в сфере образования, Рустам Минниханов заметил, что подведение итогов учебного года – значимое событие, и приятно, что этот форум собрался именно в Татарстане, где развитие образования является приоритетным направлением, – ведь республика строит инновационную экономику, основанную на знаниях.
Глава республики рассказал о достижениях татарстанского образования начиная с дошкольного, где сегодня активно внедряются современные образовательные технологии, и до профессионального, где в ближайшие пять лет совместно с крупнейшими предприятиями планируется создать 25 ресурсных центров подготовки высококвалифицированных кадров для экономики.
В свою очередь Дмитрий Ливанов, чей доклад открывал совещание, также подчеркнул, что Татарстан в сфере образования достиг неоспоримых успехов.
Само совещание показало, что Единый государственный экзамен продолжает оставаться в центре внимания как российского общества, так и руководителей образования. Не случайно именно этой теме посвятил основное внимание Дмитрий Ливанов в своем докладе. Еще до начала заседания, общаясь с журналистами, министр отметил, что в текущем году ЕГЭ прошел на беспрецедентно высоком уровне объективности, количество нарушений оказалось минимальным, так что результаты экзаменов достаточно полно отражают уровень подготовки выпускников школ.
Уровень этот, правда, оказался далек от идеала. Напомним: нынче по сравнению с прошлым годом были снижены минимальные пороговые баллы по основным экзаменам – русскому языку (с 36 до 24) и математике (с 24 до 20). Если бы этого не было сделано, пояснил Дмитрий Ливанов, выпускников, не получивших аттестат, было бы не 11 тысяч (примерно два процента от общего числа выпускников), а почти в три раза больше.
Российский министр отметил: да, выявлены серьезные проблемы с качеством подготовки в ряде школ, не может не тревожить высокая доля неуспешных выпускников.
– Неправильно использовать данные ЕГЭ как главную и тем более единственную оценку работы школ и учителей, муниципальных или региональных систем образования, – полагает Дмитрий Ливанов. – Необходимо учитывать и другие источники информации, в том числе внеучебные достижения школьников.
Кроме того, по словам министра, крайне важно при оценке результатов ЕГЭ учитывать социальный контекст – контингент детей в школах, долю сельских и городских школ в том или ином регионе, социально-экономический статус самого региона.
– Помощь школам, работающим со сложными детьми, с детьми из неблагополучных семей, должна стать для регионов приоритетом. Здесь нужны не разовые мероприятия, а системные меры, – обозначил задачу Дмитрий Ливанов.
Кроме того, министр отметил, что основная задача школы не подготовить ребенка к конкретному экзамену, а предоставить ему полноценное общее образование, подготовить его в целом к жизни. Что же касается ЕГЭ, то со временем при его сдаче будут введены базовый и профильный уровни: базовый – это, условно говоря, простой зачет, профильный – для тех, кто собирается поступать в вуз.
Еще одна серьезная тема, которую в своем докладе затронул Дмитрий Ливанов, – это зарплаты учителей. Отрадно, отметил министр, что по всей стране учительская зарплата сегодня достигла уровня средней по регионам. И уже очевидно – по уровню поступающих в педагогические вузы, что это повысило престиж учительской профессии. Но, к сожалению, констатировал глава Минобрнауки, в отдельных регионах повышение зарплаты идет за счет серьезного увеличения нагрузки педагогов.
Важной социальной задачей системы образования Дмитрий Ливанов назвал обеспечение доступности дошкольного образования. Он напомнил: к 2016 году все дети от трех до семи лет должны иметь доступ к детским садам. Но назревает другая проблема: демографическая ситуация такова, что вскоре нехватку мест ощутят уже и школы. И этой проблемой, по мнению министра, регионы должны озаботиться уже сейчас.