В Казани обсудили проблемы и перспективы инклюзивного образования
В нашей педагогике привыкли «переделывать» ребенка под образовательное учреждение. Инклюзивное образование – система, когда «обычные» люди и люди с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно, – предполагает изменение образовательной среды под человека, который имеет право на свои особенности.
Об этом говорили в Казани на Международной конференции по вопросам развития инклюзивного образования, которая прошла в Университете управления «ТИСБИ» под эгидой ЮНЕСКО. Форум собрал свыше 350 специалистов со всей России и из 15 зарубежных стран.
С приветствием к участникам форума обратился Президент Татарстана Рустам Минниханов – его обращение зачитала на пленарном заседании помощник Президента по социальным вопросам Татьяна Ларионова. Рустам Минниханов отметил, что обучение и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья – один из самых актуальных и острых вопросов современности. Только в Татарстане сегодня живут 58 тысяч инвалидов, и обеспечить их право на качественное образование и полноценную жизнь – долг всех, от кого это зависит. Но этот вопрос невозможно решить одной политической волей, важно подключить к делу все слои общества. Рустам Минниханов также выразил благодарность организаторам конференции – Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и университету «ТИСБИ», где уже 17 лет обучают студентов-инвалидов всех категорий.
Одним из почетных гостей конференции стал заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин. Современную ситуацию в российском инклюзивном образовании он назвал сложной.
– Несмотря на то, что разделы, связанные с образованием инвалидов, в законах об образовании и о соцзащите прописаны в целом неплохо, лучше, чем многие другие разделы этих законов, мы сегодня наблюдаем проблемы по двум противоположным линиям. С одной стороны, по-прежнему есть люди, которые жалуются, что они хотели бы, чтобы их дети учились вместе со здоровыми детьми, но им в этом отказывают. Другая проблема, противоположного свойства, сейчас приобретает все большую остроту: под флагом инклюзии принудительно расформировывают коррекционные детские сады и школы, детей размещают в обычных учреждениях, но при этом забывают создать им специальные образовательные условия. Понятно, что дети чувствуют себя дискомфортно, качество образования падает. Мы настаиваем на том, чтобы родителям была предоставлена реальная возможность выбора образовательного учреждения – либо коррекционного, либо инклюзивного.
Как отметил еще один из участников конференции, ответственный секретарь Экспертного совета по коррекционному и инклюзивному образованию Комитета по образованию Госдумы, замруководителя Центра реабилитационного и коррекционного образования Федерального института развития образования Борис Белявский, подушевое финансирование привело к негативным результатам. В общеобразовательные школы под предлогом развития инклюзии стали, например, охотно брать детей с легкой умственной отсталостью, хотя именно этой категории инвалидов желательно учиться в специализированных школах – если в начальных классах они еще успевают за своими здоровыми сверстниками, то уже в среднем звене начинают заметно отставать.
Олег Смолин озвучил и проблемы инклюзивного образования в высшей школе. По его словам, депутатам с трудом, но удалось отстоять льготные бюджетные места в вузах для студентов-инвалидов. А вот проблема стипендий для них пока что остается насущной – по закону им положена социальная стипендия в полтора раза выше академической, но если в советское время такая стипендия была выше прожиточного минимума, то сейчас – примерно в три раза ниже. Много крови вузам, обучающим студентов с ограниченными возможностями, портит и пресловутый мониторинг – в критериях эффективности их социально значимая работа никак не отражена, зато по другим критериям такие вузы часто оказываются в проигрыше по сравнению с теми, где не работают с инвалидами.
И вообще, если мы хотим создать действительно равные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья, менять отношение к их проблемам, в том числе к инклюзивному образованию, нужно не только во властных структурах, но и в обществе в целом.
– В последнее время ООН и ЮНЕСКО признали, что одними успехами в экономике нельзя измерить уровень успешности общества, – говорит Олег Смолин. – Важно развитие человеческого потенциала. Я убежден, что люди с инвалидностью – это большая часть нашего человеческого потенциала. Мы нужны нашей стране не меньше, чем наша страна нужна нам. Люди с инвалидностью могут все. Или почти все. Им просто надо вовремя помочь.
В пленарном заседании конференции также приняли участие Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе, заместитель Председателя Госсовета РТ Римма Ратникова, министр по делам молодежи и спорту РТ Рафис Бурганов.