Обаяние диктанта

Окончательные итоги Тотального диктанта-2014 по Татарстану подвели в Казани в минувшую пятницу. В этот день на одной из площадок, где писали диктант, – в Доме дружбы народов – можно было забрать свою работу, разобрать ошибки с преподавателем из проверочной комиссии, получить сертификат участника акции.

Фото: Шамиль Абдюшев

information_items_10111659

Окончательные итоги Тотального диктанта-2014 по Татарстану подвели в Казани в минувшую пятницу. В этот день на одной из площадок, где писали диктант, – в Доме дружбы народов – можно было забрать свою работу, разобрать ошибки с преподавателем из проверочной комиссии, получить сертификат участника акции. Здесь же отличникам вручали награды – книги Алексея Иванова, который стал автором текста Тотального диктанта в этом году.

В едином порыве

Надо сказать, что акция, «брошенная в массы» 10 лет назад студентами-гуманитариями Новосибирского государственного университета, каждый год привлекает все больше участников. Количество писавших диктант по всему миру по сравнению с прошлым годом увеличилось нынче более чем в два раза, за ручки взялись 64 тысячи человек. На официальном сайте акции народ активно делится впечатлениями от того, как проходил этот процесс в разных городах и странах. Лейтмотив всех этих откликов – как здорово, что так много у нас людей, неравнодушных к русскому языку и искренне полагающих, что быть грамотным – это модно! Из особо интересной фактуры: в Омске, например, в одной из аудиторий текст Алексея Иванова диктовал лично мэр города, а среди писавших были чиновники городской администрации. А вот в Чикаго, в Национальной лаборатории имени Ферми, примерно половина писавших были докторами наук, профессорами, и отнюдь не только филологами (организатором, например, там выступил физик-ядерщик).

Казанские отличники

Но вернемся к Татарстану. В тот же день, когда в Доме дружбы награждали отличников и раздавали желающим их работы, в Министерстве образования и науки озвучили итоговые цифры акции по республике.

– Из шестидесяти тысяч участников по всему миру Татарстан дал тысячу триста – это очень круто! – с гордостью отмечает один из организаторов акции в Казани, директор технопарка Navigator campus Василь Закиев. – И ведь это при том, что у нас диктант проводится только второй раз!

Больше всего писавших было, конечно, в Казани – 782 человека. Необычайно массово прошел диктант в Нижнекамске – 350 человек. Видимо, как отметили местные организаторы, народ в промышленном городе очень соскучился по гуманитарным акциям. Около ста человек писали диктант в Набережных Челнах, примерно столько же – в Бугульме. К сожалению, несколько особняком провели акцию в Елабуге, результатов по этому городу организаторы назвать не смогли, так что в итоговых цифрах Елабуга не учтена.

Теперь по оценкам. Ими мы можем гордиться, рассказала еще одна представительница организаторов, педагог-словесник и заместитель председателя республиканского Русского национально-культурного объединения Ирина Александровская. Если всего по миру на «отлично» написали работу около трех процентов участников акции, то в Казани – больше 7 процентов. Напомним, два года назад в столице Татарстана на Тотальном диктанте было всего две «пятерочные» работы. (Кстати, одна из них – корректора нашей газеты Ольги Бульиной.) Нынче – 70. Впрочем, справедливости ради надо отметить: двухлетней давности текст, который писал Захар Прилепин, был посложнее, чем нынешний. Еще один нюанс: среди слов, оказавшихся наиболее сложными для написания в этом году, проверяющие называют слова «семафор», «палисадник», «гармошка», «перрон» и «расхристанный». Так вот, в татарстанской части диктанта этих слов не было. Поясним: текст Алексея Иванова был разбит на три части, каждую из которых читали в разных часовых поясах. Вот и выходит, что «самые сложные» слова достались Австралии, Дальнему Востоку и Сибири. В Татарстане же в орфографическом плане, по словам проверяющих, больше всего трудностей вызывало слово «шепот» – его так и норовили написать через «о». А основные проблемы, как и ожидалось, возникли с пунктуацией – в современной литературе, отмечает Ирина Александровская, она часто бывает слишком авторской, и трудно угадать на слух, где у писателя тире, где запятая, а где двоеточие.

Сколько в Татарстане оказалось «двоечников»? Точную цифру организаторы не называют – говорят, не имеют права.

– В среднем неудовлетворительные оценки получила почти половина всех писавших по всему миру, – говорит Василь Закиев. – В процентном соотношении у нас примерно такие же результаты. Но не забудьте, что отличников у нас почти в два раза больше!

О том же, насколько большой интерес вызвала у народа прошедшая акция, можно судить по рассказу человека, чей телефон был указан на казанской странице сайта Тотального диктанта. Молодой предприниматель из Navigator campus Рамиль Уразманов, непосредственно «разруливающий» все возникающие у участников проблемы, признается: в день по самым разным вопросам, связанным с диктантом, ему могли позвонить до 50 человек, телефон разряжался по 2–3 раза в сутки…

О, сколько нам эмоций разных…

Лишний раз убедиться в популярности Тотального диктанта у горожан можно было в Доме дружбы народов – возможностью забрать работу, разобрать свои ошибки с преподавателем воспользовались многие казанские участники акции (свою оценку к тому времени большинство уже знало, так как ее выкладывали на официальном сайте диктанта). Надо сказать, атмосфера там царила достаточно нервная. Люди, получившие не ту оценку, на которую, по всей видимости, рассчитывали, порой реагировали неожиданно бурно, кто-то    в порыве эмоций даже разорвал в клочья свою работу. Некоторые спорили с преподавателями (проверявшими работы и разъяснявшими желающим их ошибки), доказывая несправедливость невысокой оценки. Нужно отметить, что возраст участников при этом значения не имел – одинаково неприятно получить «двойку» и в восемьдесят лет, и в двадцать пять. Но вот, например, 80-летний бывший преподаватель математики Ринат Галеев, разглядывая лист с многочисленными поправками, спорить не стал, лишь философски пожал плечами – что поделать, забывается грамота, надо будет заглянуть в учебники… Зато участие в диктанте стало для него своеобразным приключением, дало возможность пообщаться с новыми знакомыми!

Елена Косковская, преподаватель русского языка и литературы казанской школы №18, признается: перед диктантом сама волновалась как школьница.Вообще, по словам проверяющей и преподавателя одной из казанских гимназий Александры Прокофьевой, высоких оценок могло быть больше, если бы текст был ближе к школьным правилам. Авторский вариант, как мы уже сказали, допускает более свободную расстановку знаков препинания, и это оказалось камнем преткновения для некоторых, особенно возрастных участников акции. «Нас в школе учили по-другому», – приводили они аргумент при разборе работы и, по сути, были правы. И хотя в комментарии к диктанту оговариваются определенные допуски в пунктуации, полностью учесть их было невозможно. Поэтому, поясняет Александра Прокофьева, невысокая оценка ни в коем случае не является показателем фактической грамотности – скорее, это повод сесть за книги и подготовиться к следующему диктанту. К тому же не надо забывать, что Тотальный диктант – не экзамен, как-то    влияющий на дальнейшую жизнь, а только повод повысить у народа интерес к русскому языку, русскому слову.

Отличники, конечно, получали свои сертификаты и награды совсем в другом настроении. И люди среди них были самые разные. Эмилия Семеновна Филиппова, разменявшая восьмой десяток лет, всю жизнь преподавала русский язык в школе и в вузе. За всю свою жизнь она сделала на письме шесть грамматических ошибок и все их до сих пор помнит. На диктант пошла, потому что бывшие ученики приставали с расспросами: «Ну что, пойдете?» В своей «пятерке» особой доблести не видит: «Это же дело всей моей жизни, как могло быть по-другому?»

Преподаватель одной из казанских школ Елена Косковская писала диктант вместе с дочкой и говорит о том, как важно ей было посидеть за одной партой со своим ребенком, а потом обсудить результаты в кругу семьи. Елена так торопилась в Дом дружбы народов, что даже попала в небольшую автомобильную аварию. Но все обошлось, и вот она уже держит в руках сертификат отличника и книгу Иванова.

Ученица 7-й гимназии Ольга Спиридонова писала диктант на площадке, организованной в родной школе. Но свою «пятерку» не связывает с фактором «родных стен».

 – Просто стыдно не знать свой язык! – считает она. – Это в подростковом возрасте можно пользоваться сленгом, но когда взрослеешь, такое уже неприемлемо.

На работу – через экзамен?

Кстати, если брать оценки участников акции в разрезе площадок, где писался диктант, то именно в 7-й гимназии были показаны самые высокие результаты. Но это, считает Ирина Александровская, не очень показательно – все же там в основном писали работу выпускники, которые готовятся к ЕГЭ, то есть и правила лучше помнят, и навыки написания диктантов еще не утратили. Вообще же, по оценке проверяющих, более старшие люди, как правило, пишут более грамотно. А неграмотность молодежи – в основном из-за того, что они мало читают, полагает одна из проверявших работы учитель Ирина Хабибуллина. И продолжает свою мысль: а читают дети мало потому, что родители у них не читают! Не видит ребенок маму или папу с книжкой – и никто его не убедит, что читать – это здорово и интересно! Вот такая получается «эстафета поколений». Так что акции, подобные Тотальному диктанту, просто необходимы.

Еще одна учительница, проверявшая работы, Елена Сыркина считает: основная проблема падения престижа русского языка в том, что те же школьники в большинстве не понимают, в чем ценность грамотности. Ведь они придут на работу, и их примут, не интересуясь, насколько хорошо они владеют языком. По мнению Елены, при трудоустройстве не помешал бы экзамен или тест на знание орфографии и пунктуации. Вообще, вопросам повышения общей грамотности государство и общественность должны уделять намного больше внимания, чем сейчас, считает молодая учительница. А всплеск интереса к Тотальному диктанту как раз и свидетельствует о том, что эта тема сегодня актуальна. Елена говорит: ей, как преподавателю, приятно, что грамотно написали диктант многие участники, в том числе и взрослые люди, давно окончившие школу или институт.

Продолжение следует

Как всякое масштабное дело, тем более проводимое на общественных началах, в основном на энтузиазме организаторов, Тотальный диктант в Татарстане не обошелся без накладок. Кто-то, придя на акцию, так и не дождался места в аудитории (наплыв желающих оказался выше, чем предполагалось), кого-то не устроили манера и качество диктовки (многие участники акции отмечали, что диктовать все же должны профессиональные учителя, которые точно знают, как это делать). Некоторые при попытке узнать оценку долго не могли найти на сайте свою работу, потому что ее почему-то «прикрепили» к другой площадке…

Василь Закиев и Рамиль Уразманов обещают: в следующий раз все недоработки будут учтены и устранены. А в том, стоит ли им и впредь выступать организаторами , кстати, спонсорами) Тотального диктанта, ребята даже не сомневаются – конечно, стоит! И призывают других бизнесменов республики последовать их примеру – потому что акция очень важная. А еще, обещают они, за пару месяцев до следующего диктанта технопарк Navigator campus откроет для всех желающих курсы русского языка – чтобы люди могли подготовиться, вспомнить правила и прийти на следующий диктант с обновленными знаниями.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще