И помощь придет

В Министерстве образования и науки взялись за проблемы школьных психологов

На последней коллегии республиканского Министерства образования и науки министр Энгель Фаттахов среди прочих проблем отметил: сложившаяся система работы школьных психологов в Татарстане на сегодня далека от совершенства и требует серьезной корректировки.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_10111382
В Министерстве образования и науки взялись за проблемы школьных психологов

На последней коллегии республиканского Министерства образования и науки министр Энгель Фаттахов среди прочих проблем отметил: сложившаяся система работы школьных психологов в Татарстане на сегодня далека от совершенства и требует серьезной корректировки.

Эта нервная жизнь

Недавно были обнародованы результаты исследований Института психологии Российской академии наук: за последние тридцать лет россияне стали более агрессивными и конфликтными. Это, собственно, неудивительно, если вспомнить, как много глобальных политических, общественных, экономических изменений свалилось на наши головы за эти годы. И если уж взрослым людям сложно адаптироваться к современным жизненным реалиям, то что говорить о детях, тем более подростках с их неустойчивой психикой! Вот на днях Казань потряс очередной случай детского суицида. По предварительным данным, успешный школьник, мальчик из благополучной семьи не смог смириться с не удовлетворяющей его оценкой. Досужие обыватели в обсуждениях, конечно, тут же начали спорить, кто виноват: то ли в школе к ребенку отнеслись недостаточно внимательно, то ли родители чего недосмотрели… Обвинять семью и школу со стороны легко. Но наши учителя загружены работой так, что вздохнуть некогда, где уж им вникать в нюансы поведения учеников, которых в классе сидит человек тридцать…

Конечно, более внимательными к своему ребенку должны быть родители, но ведь и они частенько вынуждены бороться за выживание, ставя, увы, материальные потребности семьи на первое место, а «всяким там» нюансам сложного внутреннего мира подростка отводя роль второстепенную…

Педагог-психолог высшей категории казанской круглосуточной медицинской психологической службы «Сердеш-129» Людмила Невоструева, много лет отдавшая организации психологической работы в школе, убеждена: грамотный, планомерно работающий психолог вполне способен отслеживать суицидальные мысли у своих подопечных на самой ранней стадии, а значит, вовремя начать с ребенком коррекционную работу, привлекая к ней и родителей, и педагогов.

Вот только, проведя мини-опрос среди знакомых, имеющих детей школьного возраста, я неожиданно обнаружила: даже в казанских школах далеко не везде работают психологи. Или, может, такой специалист есть, но родители и дети о нем не знают.

– А ведь психологические проблемы в школе – это не только и не столько суициды, – говорит начальник отдела дополнительного образования Минобрнауки Татарстана Эльвира Сафина. – Тут и разного рода конфликты, межличностные, с педагогами, и детская агрессия. Есть дети замкнутые, не умеющие общаться, есть – гиперактивные. Очень большая проблема – выстраивание отношений с родителями. Они сегодня сильно отличаются от тех мам и пап, что были тридцать лет назад, у них, как правило, очень высок уровень претензий к школе.

Между тем, по словам Эльвиры Сафиной, сегодня на более чем полторы тысячи школ в республике приходятся 426 работающих психологов. Часть специалистов работают на полставки, являются совместителями, а в шести районах республики психологов в школах нет вообще! Еще в десяти районах работают по одному человеку…

Есть и другие аспекты проблемы. Скажем, часть школьных психологов – это педагоги, прошедшие затем краткосрочную переподготовку.

– Не будем обманывать себя – качество работы таких специалистов зачастую оставляет желать лучшего, – констатирует Эльвира Сафина.

Кому он нужен, этот психолог?

Но и у грамотного, на полную ставку работающего специалиста есть свои сложности. О них мне согласилась рассказать (правда, на условиях анонимности) психолог одной из казанских школ. На 700 учеников она единственный психолог. Таковы нормативы: один специалист полагается школе на 500 детей. Два – соответственно, если учеников не меньше тысячи.

– В идеале мы должны заниматься диагностикой, просвещением и коррекционной работой, – поясняет моя собеседница. – Но реально в одиночку, конечно, всего охватить невозможно. Поэтому есть обязательные вещи – например, адаптационные занятия при вхождении в каждое звено (первый, пятый, десятый классы), а также работа с детьми, которые явно с трудом уживаются в коллективе. Остальное – по запросу учителей и родителей. Но мне в определенном смысле повезло – у нас директор понимает важность психологической службы в школе, поэтому мне дополнительно выделяют часы для профориентационных уроков в девятых классах и для занятий с подготовишками – шестилетками, которые ходят к нам на предшкольную подготовку. Есть еще два экспериментальных класса в начальном звене, где раз в неделю – обязательные уроки психологии. Общаясь с коллегами из других школ, знаю, что не везде такое есть, не все директора осознают значимость нашей работы. А ведь опыт мой в том числе) показывает: чем раньше ребенок привыкает общаться с психологом, тем больше вероятность, что позже в какой-то кризисной ситуации он, прежде чем принять роковое решение, придет к нему за помощью. Надо отметить, что и родителей сегодня тоже надо многому учить: что ни говори, а большую часть времени ребенок все равно проводит в семье, а маму с папой больше волнует, поел ли он и выучил ли уроки, чем то, что у него творится в душе… Так что работа с родителями – это тоже задача психолога.

– И с родителями, и с детьми, и с самими учителями, – солидарна с коллегой психолог центра «Сердеш-129» Людмила Невоструева. – Но чтобы работа была полноценной, нужно создавать целую систему психологической службы…

Сама Людмила Михайловна в свое время несколько лет отработала в одной из школ марийского города Волжска, где такая служба была создана.

– У нашего директора тоже не было ни лишних ставок, ни лишних денег, – вспоминает она. – Но он был настолько заинтересован в этой работе, что умудрился создать в школе центр, где работали четыре психолога, да еще и отправлял нас специально учиться в Санкт-Петербург! Уроки психологии один раз в неделю у нас были включены в расписание во всех классах с первого по седьмой. Каждый школьник обязательно вел личный дневник, доступ к которому имел только он сам и психолог – это как раз позволяло на ранней стадии отслеживать тревожные симптомы, тем более что только профессионал может заметить первые признаки душевного неблагополучия ребенка. Проводили массу всяческих игр, тренингов, в том числе для самих педагогов – им ведь тоже очень нужна психологическая разгрузка! «Воспитывали» и родителей – как же без этого! «Разруливали» подчас очень сложные конфликты. Ни одного суицида у нас за время такой вот комплексной работы не было.

Не так давно Людмила Невоструева рассказала об этом опыте на одной из школьных конференций в Казани. Но с сожалением констатирует: далеко не все руководители учебных заведений им заинтересовались.

– Многие говорили: да вы все это выдумали, не может такого быть, вы не знаете специфики нашей работы, у нас ставок нет, денег нет, у нас ЕГЭ, – комментирует психолог. – Всех волнуют в первую очередь результаты ЕГЭ, а психологи – такое создается впечатление – директорам не нужны. Хотя чтобы ребенок не «стрессовал» на экзамене, тоже нужна определенная психологическая подготовка. И вообще, мне кажется, руководители должны быть заинтересованы в создании нормальной психологической службы в школе. Ведь сегодня случись что – обвиняют учителей. А в чем они виноваты? Они должны учить! Воспитывать, следить за душевным состоянием ребенка должна семья. Но семья, как показывает практика, сегодня не очень-то этим занимается, и изменить этого школа не может. А вот грамотные специалисты могли бы снять большую часть головной боли руководства школ, гася конфликты еще в зародыше…

Селу труднее

От директоров учебных заведений действительно многое зависит в решении проблемы школьных психологов – с этим согласны и в Мин­обрнауки. Взять хотя бы тот же норматив, один психолог на 500 человек, который, например, сельским малокомплектным школам ну никак не позволяет ввести такого специалиста в штат…

– Дело в том, что этот норматив действовал до перехода на новую систему оплаты труда, – поясняет Эльвира Сафина. – Теперь система изменилась – исходя из потребностей учреждения, можно формировать свое штатное расписание. Но, с другой стороны, теперь школы постоянно проводят оптимизацию, и страдает от этого в первую очередь так называемый вспомогательный персонал, куда попали и психологи. Хотя есть у нас и примеры того, что при желании все возможно. Скажем, психологическая служба из четырех человек работает в 178-м Центре образования Советского района Казани, хороший опыт работы нескольких психологов в одной школе есть в Набережных Челнах.

– Конечно, психологическая служба в каждой школе – это идеальная модель, – говорит директор Республиканского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» Татьяна Баширова. – Но, во-первых, как видим, массово внедрить это все равно не получается, а во-вторых, если брать сельские районы, а именно там мы в первую очередь наблюдаем проблемы с психологической помощью, то здесь есть свои нюансы. К школьному психологу ребенок может побояться пойти, потому что об этом тут же всем станет известно – в деревне ведь каждый на виду, все между собой знакомы… К тому же там «сор из избы выносить» не принято. А статистика такова, что детских и подростковых суицидов на селе больше, чем в больших городах.

Выход есть

В этом году в Татарстане к решению проблем психологической школьной службы приступили вплотную. Министр образования и науки не только обозначил эту проблему на коллегии. Нынче, рассказывает Эльвира Сафина, впервые выделены деньги на создание в районах республики специальных психологических центров – структурных подразделений районных отделов образования. Сюда будут выводиться школьные ставки психологов, в итоге в школах исчезнут полставочники и совместители, зато в центре будет полноценная группа специалистов, работающая со всеми школами района. Что важно – психологи там уже не будут подчинены директорам школ, а значит, их не будут отвлекать на множество непрофильных внекласс­ных мероприятий, как это частенько случается сегодня. В центрах будут проводить обучающие семинары для классных руководителей, педагогов-воспитателей. Как показывает практика, такие занятия очень востребованы.

– В прошлом году мы проводили в нескольких районах тренинги – учили, например, как распознавать риск суицида. Так нам потом из других районов звонили: а когда к нам приедете? – рассказывает Татьяна Баширова. – В центрах будет проводиться и родительский всеобуч – это тоже поможет снять часть проблем. Надеюсь, в таком центре будет работать хотя бы один клинический психолог, который сможет распознавать патологию и вовремя направлять ребенка к врачу.

За основу создания центров взят опыт Самарской области, где такие структуры уже действуют и показали свою состоятельность. Впрочем, и у нас в Буинском районе уже второй год работа школьных психологов ведется по такому принципу, и результаты налицо. Дело даже не в том, что там за это время не было суицидов.

– Важно, что отношение к вопросам психологии в буинских школах совсем другое. Мы видим, что общий уровень психологической культуры педагогов повысился, – констатирует Эльвира Сафина.

Поставлена задача за три ближайших года создать такие центры в каждом районе Татарстана. Будет ли что-то  подобное в Казани? Здесь, полагают в Минобрнауки, и без того действует множество различных центров психологической помощи, школам надо только наладить с ними более тесную связь. А впрочем, если в исполкоме города сочтут это необходимым, столица тоже может подать заявку на создание подобного центра. И, возможно, это будет правильно – иначе как бы не оказалось через несколько лет, что столичные школы, нацеленные на высокие учебные результаты, сильно отстанут от районных учреждений образования по качеству оказания детям так необходимой им сегодня психологической помощи.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще