Решению языковых проблем будет уделено больше внимания
С нынешнего года существенно увеличивается финансирование мероприятий, связанных с сохранением, изучением и развитием языков в Татарстане. Об этом журналистам сообщили на пресс-конференции в республиканском парламенте.
Председатель Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев и первый заместитель министра образования и науки РТ Данил Мустафин рассказали о государственной программе по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков республики на 2014–2020 годы.
Это уже третий подобный документ, и, по словам спикеров пресс-конференции, он существенно отличается от двух предыдущих программ. Если раньше они принимались парламентом республики, то нынешний вариант, в связи с изменениями федеральных норм, принят Правительством Татарстана, и на реализацию семилетней программы заложено более миллиарда рублей. Уже в этом году планируется осуществить мероприятия на 167,4 млн рублей. К слову, на предыдущую десятилетнюю программу «о языках» было выделено 124 млн рублей. «Есть надежда, что все запланированное будет реализовано», – отметил Разиль Валеев, озвучивший колоссальную разницу в уровне финансирования.
В свою очередь Данил Мустафин сообщил, что новый документ разрабатывался в течение полутора лет, в его формировании участвовали не только чиновники, но и ученые. Масштабное обсуждение позволило создать программу, состоящую из семи блоков, которые охватывают все основные аспекты сохранения и развития языков в республике. В ее реализации задействовано множество структур, а курирует процесс Министерство образования и науки республики. Кроме того, создан общественный совет, который будет контролировать, что и как делается, чтобы исключить нерациональное расходование средств.
Языковой вопрос неоднократно поднимался и обсуждался, в том числе и на страницах нашей газеты. Проблем в этой сфере немало. Это и отсутствие законченного цикла преподавания и изучения родных языков – от детского сада до высшей школы, и нехватка квалифицированных кадров, владеющих двумя государственными языками, и многое другое. Но самая основная – слабая мотивация. И новой программой предусмотрены меры, которые должны эту мотивацию усилить. В частности, заметил Данил Мустафин, в рамках программы предполагается создание центра сертификации, где можно будет получить документ, подтверждающий владение двумя государственными языками, – на его основании преподаватели получат возможность повысить свою заработную плату до 15 процентов.
Как отметил Разиль Валеев, это коснется бюджетной сферы, однако и частным учреждениям образования никто не запрещает руководствоваться данной нормой. Тем не менее повышение зарплаты педагогам, владеющим русским и татарским, – дело не завтрашнего дня, а поэтапный и достаточно длительный процесс. «У нас уже есть прецеденты, когда за владение двумя государственными языками специалисты получают определенную доплату, – сказал депутат. – В частности, Министерством культуры принято специальное положение, согласно которому библиотечные работники получают надбавку до шести процентов за знание русского и татарского». По мнению Разиля Валеева, хорошим стимулом стало бы принятие закона, согласно которому обязательное владение двумя государственными языками вменялось бы государственным и муниципальным служащим.
Если же говорить более конкретно о мероприятиях, предусмотренных программой, то спикеры выделили следующие – это перевод социально значимых федеральных законов на татарский язык, подготовка синхронных переводчиков, именные стипендии для специалистов, которые будут заниматься подготовкой кадров по татарскому языку, обеспечение учебно-методической литературой татарских диаспор на территории России, сохранение воскресных школ, выделение грантов для сохранения и развития языков, в том числе и в медиасфере, обеспечение функционирования татарского языка в инфокоммуникационных технологиях и многое другое.
Отвечая на вопрос о том, почему большая часть мероприятий в программе связана с татарским языком, Разиль Валеев пояснил: «В семье, если один ребенок болен, а другой здоров, больше внимания уделяется ослабленному. Пока татарский язык выступает в роли больного ребенка, поэтому и заботы о нем больше».