В Казани прошла коллегия Минобрнауки
Не зацикливаться на результатах ЕГЭ и олимпиад призвал работников системы образования Премьер-министр Ильдар Халиков в ходе итоговой коллегии Министерства образования и науки, которая прошла в пятницу в Казани.
Глава Правительства подчеркнул: образовательные учреждения в погоне за баллами и местами не должны забывать о том, что они призваны прививать подрастающему поколению духовно-нравственные ценности – патриотизм, гражданственность, бережное отношение к культуре и истории.
На что еще необходимо обращать внимание в процессе работы педагогам и руководителям отрасли – об этом на коллегии говорили достаточно подробно и многоаспектно. Выделим основные задачи и проблемы, которые были озвучены.
Прежде всего, и Ильдар Халиков, и вице-премьер – министр образования и науки Энгель Фаттахов в своих выступлениях неоднократно напоминали: по новому законодательству дошкольная ступень теперь официально считается первым уровнем общего образования. И неудивительно, что в Татарстане дошкольным учреждениям нынче уделяется особое внимание, более чем две трети детишек в возрасте от одного до семи лет ходят в детсады (что значительно превышает аналогичный общероссийский показатель), активно строятся новые садики, открываются частные и семейные дошкольные учреждения. Но главное, подчеркнул Ильдар Халиков, наполнить эти новые заведения новым же содержанием, где будут воспитываться здоровые и умные дети.
Между тем в данной сфере есть свои проблемы. Скажем, на поборы в садиках нынче жалуются чуть ли не больше, чем на школьные. В прошлом году в министерство на подобные факты родители дошколят пожаловались 62 раза, почти половина случаев приходится на Казань.
– Остаются еще непонятливые руководители, – посетовал министр и в очередной раз пообещал, что все коррупционные проявления в сфере образования будут жестко пресекаться.
Назвал Энгель Фаттахов и другие проблемы дошкольного образования. По его словам, нацеленность на то, чтобы по максимуму обеспечить детей старше трех лет местами в детсадах, привела к тому, что начали сокращаться ясельные группы – за последний год их стало меньше почти на 200 единиц. Министр порекомендовал руководителям муниципалитетов взять вопрос на контроль, чтобы остановить этот процесс.
Зато в школах у детей с ограничениями по здоровью, по словам министра, возможностей в ближайшее время станет больше – в республике разрабатывается концепция развития инклюзивного образования. Если в 2012 году под организацию такового в Татарстане было выделено 35 школ, а в 2013-м – 15, то в наступившем году планируется превратить в центры инклюзивного образования уже 104 образовательных учреждения. Параллельно идет переподготовка учителей для работы в таких центрах.
Много внимания министр в своем выступлении уделил и развитию сети кадетских школ – это направление работы тоже, судя по всему, выходит в приоритетные. Не забыты и одаренные дети – для работы с ними в республике уже открыто 16 образовательных учреждений интернатного типа, создается олимпиадный центр. Выявлять талантливых школьников, отметил министр, надо уже с начальной школы, тогда в этой работе открываются новые перспективы.
Новый импульс должно получить в республике и профессиональное образование. Напомним, что с 1 сентября начальное и среднее профессиональное образование из ведения Минтруда вновь перешло «под крыло» Министерства образования. В 2014 году в Татарстане планируется создать пять ресурсных центров по подготовке рабочих кадров – в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге и Сарманове. Все они будут работать при непосредственной поддержке, в том числе финансовой, крупнейших предприятий соответствующего профиля.
– Думаю, сегодня мы впервые можем сказать, что знаем, какова должна быть модель профессионального образования, – прокомментировал это направление работы Ильдар Халиков. – Опыт наших ведущих предприятий показывает, как много тут можно сделать, если руководители этих предприятий заинтересованы в решении кадровой проблемы.
Подводя итоги коллегии, Премьер-министр напомнил собравшимся, что отрасль образования в республике – по-прежнему абсолютный лидер по финансированию и внедрению новаций. И это не случайно. Успешное развитие региона невозможно без хорошего образования. Ильдар Халиков вспомнил фразу, прозвучавшую на прошлогоднем августовском педсовете: «Гонка вооружений сегодня перешла в гонку образований». И напомнил: хотя сегодня республиканская система образования показывает достойные результаты (высокие результаты ЕГЭ, успехи на всероссийских и международных олимпиадах), но в Татарстане от педагогов ждут еще большего. Впрочем, при этом не нужно забывать, что образование должно не только учить, но и воспитывать – гражданина, патриота, человека высокой культуры.