«Единственное, что у нас сегодня стабильно, – это изменения», – констатировал ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров на предновогодней встрече с журналистами. Глава КФУ признал, что постоянные перемены, конечно, держат коллектив вуза в определенном напряжении, но без этого не достичь глобальных целей, которые стоят перед университетом.
А цели действительно глобальные. К 2020 году КФУ должен войти в топ-100 мировых вузов. Для этого надо перейти на мировую модель университетской работы.
– У нас в стране университет – это прежде всего учебное заведение, в то время как на Западе университеты – это исследовательские центры, – пояснил Ильшат Гафуров. – Так вот, к 2020 году мы планируем стать научно-исследовательским университетом с элементами предпринимательского университета, который одновременно готовит студентов.
Предпринимательский фактор, по словам ректора, заключается в том, что КФУ должен стать вузом, который сам обеспечивает свое содержание.
Чтобы достичь этих масштабных целей, вузу нужно за ближайшие 7 лет в разы увеличить некоторые показатели. Например, необходимо достичь уровня 5 тысяч публикаций в мировых научных информационных ресурсах в год. Чтобы осознать масштаб этой цифры, скажем, что в уходящем году у КФУ таких публикаций было 740. Необходимо набирать не меньше 15 процентов иностранных студентов (сейчас – 3 процента). А еще здесь должны работать 100 исследовательских лабораторий мирового уровня, половине преподавателей и исследователей необходимо иметь опыт работы в ведущих мировых университетах.
На достижение всех этих целей вузу выделяются большие средства – по словам Ильшата Гафурова, в будущем году бюджет КФУ будет не меньше, чем в нынешнем, и составит 7,5-8,5 млрд рублей. Понятно, что в первую очередь деньги будут направляться на приоритетные направления развития. Таковых Ильшат Гафуров назвал пять – биомедицина и фармацевтика; инфокоммуникационные и космические технологии; нефтепереработка, нефтеразработка и нефтехимия; перспективные материалы; развитие общества, межкультурные коммуникации и современные образовательные технологии.
На вопрос корреспондента «РТ», не слишком ли очевидно при таком раскладе некоторое ущемление гуманитарного направления деятельности университета, ректор ответил, что пока, наоборот, гуманитарный блок в КФУ составляет 60-65 процентов от общего направления работы. А приориты выбраны опять же исходя из глобальной конечной цели, ведь мировая оценка университету будет даваться прежде всего по его научным результатам, а, например, российской юриспруденции или русской филологии трудно «засветиться» на мировом научном небосклоне. Конкуренция в мировой науке в основном идет по естественно-научным направлениям, их и будут развивать в первую очередь для успешного выхода в мировые университетские рейтинги. Впрочем, полагает ректор, ущемления гуманитарному образованию в вузе не будет, напротив, оно переходит на качественно другой уровень, свидетельством чему должно стать открытие в феврале полилингвального центра в Институте филологии и искусств.
Естественно, журналисты не могли не спросить ректора о судьбе их родного факультета – журфака (нынче это Институт массовых коммуникаций и социальных наук). Разговоры о том, что его снова будут то ли реформировать, то ли вообще расформировывать, наделали много шума в профессиональном сообществе. Тут выяснилось, что у Ильшата Гафурова немало претензий к тому, как ведется в вузе подготовка будущих акул пера.
– Никто не ставит задачу ущемить их права либо снизить их статус, – заметил он. – Но мы должны
Как пояснил ректор, планируется, что непосредственно на журналистских кафедрах студенты будут получать базовое, теоретическое образование – общекультурные знания, навыки хорошего владения языком. А на уровне магистратуры они смогут углубить свои знания в других вузовских институтах – в соответствии с тем направлением работы, которое для себя изберут. Например, тот, кто хочет специализироваться в международной журналистике, пройдет обучение в Институте международных отношений.
Впрочем, отметил Ильшат Гафуров, университет пока в поиске того, как перестроить журналистское образование.
– Но оставить все, как есть, мы не можем, – признал он.