КНИТУ-КХТИ усиливает интеграцию с промышленниками
Одним из важнейших условий инновационного развития и модернизации российской экономики является ее кадровое обеспечение – об этом сегодня много говорят на самых высоких уровнях.
Предприятиям остро нужны молодые специалисты, которые не только обладают современными знаниями, но и имеют опыт их применения на практике. Но как вузу подготовить такого специалиста в условиях, когда высшая школа и промышленность фактически работают каждый сам по себе? У Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ-КХТИ) есть богатый опыт работы в данном направлении.
В постсоветские годы в вузах исчезло обязательное распределение выпускников. Вместе с ним исчезло и понятие обязательной производственной практики. Связь высшей школы и производства была разрушена, ибо полагали, что теперь все будет регулировать рынок, и он «куда-то да выведет». Практика нашей жизни показала, что стихийный рынок – не меньшее бедствие для экономики, чем жесткое планирование.
– Но мы уже тогда понимали, что без обратной связи с работодателем готовить инженеров невозможно, – вспоминает проректор КНИТУ по интеграции образования, науки и производства Ильнур Абдуллин. – И стали первым в республике техническим вузом, который в новых условиях озаботился созданием специальной структуры, отвечающей за связь с промышленниками.
В 1990 году здесь был создан отдел интеграции образования, науки и производства, где наладили процесс трудоустройства студентов на предприятия на договорных основах – при этом промышленники оплачивали студенческую практику, а вуз ввел понятие «специалист двойной компетенции» и внедрял в учебную программу те дисциплины, в которых был заинтересован работодатель. Так инженеры параллельно начали получать языковую, экономическую, психологическую подготовку…
Подобную работу вели в то время и некоторые другие вузы страны. И их опыт стал поводом для федерального Минобрнауки запустить так называемые экспериментальные площадки – вузы, которым присваивался такой статус, имели право сами выстраивать свою систему подготовки кадров. Тогда в КНИТУ отдел интеграции превратился в управление, а на факультетах появились заместители деканов, курирующие связь с производством. Студенты за время учебы в общей сложности год проводили на предприятиях, ведущие специалисты которых в свою очередь становились сотрудниками вуза. Появились проектные группы, где студенты (начиная с третьекурсников), аспиранты, ученые совместно с производственниками работали над конкретными задачами модернизации того или иного предприятия.
– В начале двухтысячных почти три четверти студентов технологического университета к окончанию вуза уже знали, где именно будут работать, – рассказывает Ильнур Абдуллин. – А проектная форма подготовки специалистов стала решающим козырем, когда вуз участвовал в конкурсе на звание национального исследовательского университета – и выиграл этот конкурс.
С получением нового статуса вуз начал искать новые формы организации взаимодействия с производством. У КНИТУ уже действовало около 50 филиалов кафедр на разных предприятиях страны. Но они носили чисто представительский характер, обучение там не проводилось.
– С начала текущего года мы на свой страх и риск, пользуясь определенной свободой действий, которую дает статус исследовательского университета, стали открывать на базовых предприятиях кафедры, в положении о которых говорилось, что там можно вести образовательный процесс – прежде всего, подготовку магистров и аспирантов, – рассказывает Ильнур Абдуллин. – Но уже вскоре был принят новый Закон «Об образовании», который закрепил правомочность подобной сетевой формы подготовки.
Сегодня у КНИТУ – семь действующих кафедр на базовых предприятиях. Там работают 11 преподавателей, числящихся в штате университета, обучаются 144 магистра, более 30 аспирантов, проходят практику около 500 студентов. Помимо занятий и практики на местах для них регулярно организуются лекции, семинары и консультации в самом вузе – как очные, так и дистанционные. В перспективе, считает Ильнур Абдуллин, такая форма организации учебного процесса должна вытеснить созданные в свое время многочисленные вузовские филиалы, которые сегодня все чаще признаются неэффективными.
Что характерно – все кафедры работают на предприятиях оборонного комплекса (о важности подготовки кадров именно для этой сферы экономики особо говорили на прошедшем в Казани нынешней осенью заседании военно-промышленной комиссии при федеральном Правительстве). Из всех филиалов, поясняет Абдуллин, выбрали в качестве базовых те, где на предприятии уже активно идет процесс внедрения разработок вузовской науки. Из семи кафедр четыре располагаются за пределами республики – на Мурманском приборостроительном заводе, в НИИ прикладной химии Сергиева Посада, на стерлитамакском предприятии «Авангард» и на чебоксарском ПО имени Чапаева. Ведь не стоит забывать, что КНИТУ – вуз федерального подчинения, к тому же единственный в стране исследовательский университет по химическим технологиям.
Если же вспомнить, с чего мы начали разговор – с привлечения в промышленность грамотных молодых кадров, – то подобная форма работы, говорит Абдуллин, как нельзя более способствует этому процессу, ведь молодой человек, еще во время учебы занимающийся решением конкретных проблем конкретного предприятия, к окончанию вуза уже нацелен продолжить эту работу. К тому же и предприятие, вложив в него немало сил и средств и уже получив первые результаты, теперь в нем заинтересовано и готово создавать ему льготные условия. Так, на чебоксарском заводе имени Чапаева молодому специалисту – выпускнику технологического университета готовы предложить зарплату на 50 процентов больше, чем в среднем по заводу, да еще и жильем в малосемейке обеспечить.
Между тем в КНИТУ уже думают, как расширить интеграционные процессы с производством. В ближайшем будущем здесь планируют довести число базовых кафедр на различных предприятиях до 20. Ведь уже нынешний набор в магистратуру и аспирантуру показал, что желающих обучаться в такой вот тесной связи с производством гораздо больше, чем вуз пока может принять. И это неудивительно – когда ты точно знаешь, где и над какой именно проблемой будешь работать, получив диплом, мотивация к учебе возрастает многократно.