Патриотизм начинается с улицы, на которой живешь

Она такая же яркая, как и ее имя. Когда в Елабуге произносят «Фрида», все понимают, о ком идет речь. Фрида Касымовна Шакирова – одна из лучших среди учителей истории в республике, соавтор первого учебника по истории родного города, в школе работает уже 46 лет.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

information_items_10104903
Она такая же яркая, как и ее имя. Когда в Елабуге произносят «Фрида», все понимают, о ком идет речь. Фрида Касымовна Шакирова – одна из лучших среди учителей истории в республике, соавтор первого учебника по истории родного города, в школе работает уже 46 лет. Ее любят ученики и уважают их родители.

МЕЧТА ДЕТСТВА

Впервые Фрида Касымовна вошла в класс в роли учителя в 19 лет. После окончания Нижнетагильского педучилища ее направили на работу в начальную школу. Набережные Челны, город-новостройка, интернациональный класс, в котором 42 ребенка… И всех их надо было научить читать и писать. Ей, юной и неопытной, поначалу не слишком удавалось справляться с этой задачей. Старалась изо всех сил, но дети не могли понять, как складывать слоги, а времени для занятий с каждым не хватало. Приходила домой и плакала от бессилия и досады.

К счастью, на помощь пришла опытная наставница из параллельного класса. Фрида стала брать у нее практические уроки, и дело пошло.

О выбранной профессии она никогда не жалела.

– Мне эта работа с детства нравилась, – рассказывает Фрида Касымовна. – Я родилась в семье, где есть учительские корни: отец и тетя работали в школе. С малых лет с сестрами и подружками играли в школу. Очень любила свою первую учительницу – Ольгу Федоровну Козлову, она для меня была примером. Поэтому, наверное, я и стала по первому образованию учителем начальных классов. Сама прошла эту школу и с тех пор к работе педагогов начального звена отношусь с большим уважением, потому что они закладывают основу знаний, воспитания.

На дальнейшую судьбу Фриды Шакировой повлияла встреча с другим талантливым педагогом – преподавателем истории в педучилище. Она рассказывала об исторических событиях и ярких личностях так увлекательно, что ее предмет сразу стал любимым. На уроках задавала много вопросов, и студенты задумывались, искали ответы. Впоследствии Фрида Касымовна всегда стремилась сделать своих учеников активными участниками учебного процесса.

Поступить в университет было ее мечтой. В Свердловский попасть легче, говорили ей, но она поехала в Казань. Учиться на дневном отделении было трудно материально, поэтому поступила на заочное. Быстро пролетели сессии, оставив воспоминания о напряженных занятиях и студенческой дружбе. Университет дал очень хорошую базу, говорит педагог.

Переехав в строящийся промышленный город Качканар, более двадцати лет преподавала – сначала в начальных классах, потом – в старших. В 26 лет ее назначили директором большой школы с 1800 учениками. Как ей доверили такое, сама удивляется. Но и в мыслях не было, что может не справиться, признается Фрида Касымовна. Хотя, надо заметить, времена начинались сложные – конец 1980-х. Дети из неблагополучных семей, съехавшихся в город-новостройку, бывало, даже нетрезвыми на уроки являлись, приходилось искать к ним подход. Избирали ее в городской Совет, там она возглавляла комиссию по вопросам образования.

ИХ НАДО ПОНИМАТЬ

В 1990 году с супругом и дочерью перебрались в Елабугу. Уже опытным педагогом она пришла в новую школу – №9, с тех пор в ней и работает. Особенно дороги Фриде Касымовне те ученики, с которыми прошагали вместе с пятого по одиннадцатый классы.

– Мне они как родные, за каждого переживаю, – признается Фрида Касымовна.

Если при ней заводят разговоры о том, что дети сейчас стали не те, возражает: «Они хорошие, плохих не бывает. Просто их понимать надо. Мы ведь не знаем, как у них дома отношения складываются, что в душе происходит. Кто-то влюбился, у кого-то трудности… У каждого своя судьба».

Со временем пришло понимание того, что надо быть более близкой с детьми, чтобы они могли довериться, раскрыться, поделиться сокровенным. Да вот только «текучка» заедает – то к экзаменам надо готовиться, то другая канитель. И это порождает неудовлетворенность: не на то время драгоценное тратим…

Сожалеет Фрида Касымовна и о том, что воспитательная работа сейчас ушла на второй план. Сходить всем классом в поход, провести праздничный вечер, дискотеку, какую-то интересную встречу – все это помогало подружить ребят, они становились одной семьей. Школьное окружение – самое близкое. Важно, чтобы именно здесь дети получали как можно больше в плане воспитания, считает педагог.

РОДОСЛОВНАЯ КАК ЧАСТЬ ИСТОРИИ

Одна бывшая ученица рассказала Фриде Шакировой, что ее подрастающий сын удивляется, когда она дает исчерпывающие ответы на его вопросы – «откуда ты это знаешь?» «На уроках истории рассказывали», – отвечает мама.

Приятно это слышать педагогу. Влюбленная в свой предмет, она и в детях вызывает интерес к истории. Убеждена, что без этих знаний человек не может считаться образованным, даже если он не гуманитарий, а физик или математик.

Но в последние годы стала понимать, что детям важнее всего подойти к изучению истории через постижение своей родословной. Кстати, один из выпускников и через 15 лет после окончания школы продолжает эту исследовательскую работу, обращается за помощью к Фриде Касымовне. Радуется она, когда дети узнают интересные подробности из истории своего рода, находят старинные фотографии. У кого-то обнаруживаются родственные связи с Тукаем, другими известными людьми.

Эти знания – живые, и они дают развитию ребенка гораздо больше, чем какие-нибудь детали новейшей истории, считает учитель.

УЧЕБНИК О ЕЛАБУГЕ

В этом году в школах Елабуги впервые проходили уроки по истории родного города. Это стало возможным после выхода учебника, написанного Фридой Шакировой совместно с коллегой и подругой Верой Парамоновой.

– В нем мы как бы пропускаем историю Елабуги через историю России. Это важно! – говорит моя собеседница. – Детям он многое дал и в воспитательном плане. Если школьник знает историю родного города, он не будет плохо к нему относиться. По словам глубокоуважаемого академика Лихачева, патриотизм начинается с отношения к тому месту – улице, поселку, городу, где ты живешь.

Выход учебника стал событием для Елабуги, а для самих педагогов – воплощением давней мечты и своеобразным итогом многолетней работы. Впрочем, продолжение следует – издание планируется дополнить.

НЕ ВОЗРАСТ, А ОПЫТ

Нынешним летом Фриде Касымовне исполнилось 65.

– Возраст свой никогда не скрывала, – говорит она. – Понятия старости для меня просто не существует. В последние годы чаще задаюсь вопросом: что еще надо успеть сделать? Был период, после травмы, когда я хотела уйти из школы (вздыхает), потом втянулась… Чувствую, что еще нужна ей, есть желание работать. И результаты радуют: мои девятиклассники – 49 человек – успешно сдали в этом году единый госэкзамен.

А нынче мне 11-й класс дали, многие ребята собираются выбрать профессии, связанные с историей и обществознанием. Буду их к этому готовить. Рядом – молодые учителя, которым стараюсь помочь, поделиться опытом. А недавно попалась на глаза статья про норвежских педагогов. Они выходят на пенсию и продолжают трудиться, а правительство их в этом всячески поддерживает. Ведь пенсионер – человек свободный от карьерных устремлений, семейных хлопот и направляет все силы на работу.

Встретила на днях бывшего ученика. Говорит: «Как хорошо, что вы еще работаете! Дочка у меня в детском саду, вы ее дождетесь?» И смеется.

И действительно: в школу сейчас приходят дети наших бывших учеников. А одна выпускница мне нынче сюрприз преподнесла. Звонит в мой день рождения: «Фрида Касымовна, я вам подарок сделала! Дочку сегодня родила!»

ЕГЭ ДЛЯ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ

Не дает покоя Фриде Шакировой, как и ее коллегам, теперешний порядок проведения экзаменов. Нельзя судить о знаниях человека только по результатам ЕГЭ, считает она. Есть разные факторы, в том числе психологические. А страдают от такой системы дети. Они живут в постоянном страхе, рискуют остаться без аттестата. Недавний случай – не взяли в десятый класс хорошего паренька со средними знаниями, побоялись, что не сдаст ЕГЭ. Жаль парня и его родителей, остался неприятный осадок на душе…

Еще более нелепой кажется перспектива самим учителям сдавать такой же экзамен во время аттестации.

– Нас со школьниками ставят на один уровень, а ведь учителя получили дипломы от государства. Есть же какие-то другие критерии проверки педагогов на профпригодность, – рассуждает Фрида Касымовна. Больно ранит ее и недоверие к школьникам, которых нередко обвиняют в списывании на экзамене.

«РАДУЮСЬ, ЧТО ОНИ СОСТОЯЛИСЬ»

Какая самая большая радость для педагога?

– Когда встречаю своих учеников и узнаю, что выбранная профессия им по душе, что они состоялись, – говорит Шакирова. – Пока они в школе, не знаешь ведь, как сложится их жизнь. Радостно, когда им пригождается то, чему их учила, могут блеснуть при случае хорошими знаниями. Огорчают разводы, которых стало так много. Переживаю, если кто-то   попадает в беду. Мне нравится, что большинство из них не жалуется на трудности, а ищет новые возможности, получает дополнительные специальности. Это состояние поиска у молодых меня очень радует.

Фрида Касымовна, когда ей было уже за 50, получила образование в области мировой художественной культуры. И эти знания тоже применяет на своих уроках.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще