Она такая же яркая, как и ее имя. Когда в Елабуге произносят «Фрида», все понимают, о ком идет речь. Фрида Касымовна Шакирова – одна из лучших среди учителей истории в республике, соавтор первого учебника по истории родного города, в школе работает уже 46 лет. Ее любят ученики и уважают их родители.
МЕЧТА ДЕТСТВА
Впервые Фрида Касымовна вошла в класс в роли учителя в 19 лет. После окончания Нижнетагильского педучилища ее направили на работу в начальную школу. Набережные Челны, город-новостройка, интернациональный класс, в котором 42 ребенка… И всех их надо было научить читать и писать. Ей, юной и неопытной, поначалу не слишком удавалось справляться с этой задачей. Старалась изо всех сил, но дети не могли понять, как складывать слоги, а времени для занятий с каждым не хватало. Приходила домой и плакала от бессилия и досады.
К счастью, на помощь пришла опытная наставница из параллельного класса. Фрида стала брать у нее практические уроки, и дело пошло.
О выбранной профессии она никогда не жалела.
– Мне эта работа с детства нравилась, – рассказывает Фрида Касымовна. – Я родилась в семье, где есть учительские корни: отец и тетя работали в школе. С малых лет с сестрами и подружками играли в школу. Очень любила свою первую учительницу – Ольгу Федоровну Козлову, она для меня была примером. Поэтому, наверное, я и стала по первому образованию учителем начальных классов. Сама прошла эту школу и с тех пор к работе педагогов начального звена отношусь с большим уважением, потому что они закладывают основу знаний, воспитания.
На дальнейшую судьбу Фриды Шакировой повлияла встреча с другим талантливым педагогом – преподавателем истории в педучилище. Она рассказывала об исторических событиях и ярких личностях так увлекательно, что ее предмет сразу стал любимым. На уроках задавала много вопросов, и студенты задумывались, искали ответы. Впоследствии Фрида Касымовна всегда стремилась сделать своих учеников активными участниками учебного процесса.
Поступить в университет было ее мечтой. В Свердловский попасть легче, говорили ей, но она поехала в Казань. Учиться на дневном отделении было трудно материально, поэтому поступила на заочное. Быстро пролетели сессии, оставив воспоминания о напряженных занятиях и студенческой дружбе. Университет дал очень хорошую базу, говорит педагог.
Переехав в строящийся промышленный город Качканар, более двадцати лет преподавала – сначала в начальных классах, потом – в старших. В 26 лет ее назначили директором большой школы с 1800 учениками. Как ей доверили такое, сама удивляется. Но и в мыслях не было, что может не справиться, признается Фрида Касымовна. Хотя, надо заметить, времена начинались сложные – конец 1980-х. Дети из неблагополучных семей, съехавшихся в город-новостройку, бывало, даже нетрезвыми на уроки являлись, приходилось искать к ним подход. Избирали ее в городской Совет, там она возглавляла комиссию по вопросам образования.
ИХ НАДО ПОНИМАТЬ
В 1990 году с супругом и дочерью перебрались в Елабугу. Уже опытным педагогом она пришла в новую школу – №9, с тех пор в ней и работает. Особенно дороги Фриде Касымовне те ученики, с которыми прошагали вместе с пятого по одиннадцатый классы.
– Мне они как родные, за каждого переживаю, – признается Фрида Касымовна.
Если при ней заводят разговоры о том, что дети сейчас стали не те, возражает: «Они хорошие, плохих не бывает. Просто их понимать надо. Мы ведь не знаем, как у них дома отношения складываются, что в душе происходит. Кто-то влюбился, у кого-то трудности… У каждого своя судьба».
Со временем пришло понимание того, что надо быть более близкой с детьми, чтобы они могли довериться, раскрыться, поделиться сокровенным. Да вот только «текучка» заедает – то к экзаменам надо готовиться, то другая канитель. И это порождает неудовлетворенность: не на то время драгоценное тратим…
Сожалеет Фрида Касымовна и о том, что воспитательная работа сейчас ушла на второй план. Сходить всем классом в поход, провести праздничный вечер, дискотеку, какую-то интересную встречу – все это помогало подружить ребят, они становились одной семьей. Школьное окружение – самое близкое. Важно, чтобы именно здесь дети получали как можно больше в плане воспитания, считает педагог.
РОДОСЛОВНАЯ КАК ЧАСТЬ ИСТОРИИ
Одна бывшая ученица рассказала Фриде Шакировой, что ее подрастающий сын удивляется, когда она дает исчерпывающие ответы на его вопросы – «откуда ты это знаешь?» «На уроках истории рассказывали», – отвечает мама.
Приятно это слышать педагогу. Влюбленная в свой предмет, она и в детях вызывает интерес к истории. Убеждена, что без этих знаний человек не может считаться образованным, даже если он не гуманитарий, а физик или математик.
Но в последние годы стала понимать, что детям важнее всего подойти к изучению истории через постижение своей родословной. Кстати, один из выпускников и через 15 лет после окончания школы продолжает эту исследовательскую работу, обращается за помощью к Фриде Касымовне. Радуется она, когда дети узнают интересные подробности из истории своего рода, находят старинные фотографии. У кого-то обнаруживаются родственные связи с Тукаем, другими известными людьми.
Эти знания – живые, и они дают развитию ребенка гораздо больше, чем какие-нибудь детали новейшей истории, считает учитель.
УЧЕБНИК О ЕЛАБУГЕ
В этом году в школах Елабуги впервые проходили уроки по истории родного города. Это стало возможным после выхода учебника, написанного Фридой Шакировой совместно с коллегой и подругой Верой Парамоновой.
– В нем мы как бы пропускаем историю Елабуги через историю России. Это важно! – говорит моя собеседница. – Детям он многое дал и в воспитательном плане. Если школьник знает историю родного города, он не будет плохо к нему относиться. По словам глубокоуважаемого академика Лихачева, патриотизм начинается с отношения к тому месту – улице, поселку, городу, где ты живешь.
Выход учебника стал событием для Елабуги, а для самих педагогов – воплощением давней мечты и своеобразным итогом многолетней работы. Впрочем, продолжение следует – издание планируется дополнить.
НЕ ВОЗРАСТ, А ОПЫТ
Нынешним летом Фриде Касымовне исполнилось 65.
– Возраст свой никогда не скрывала, – говорит она. – Понятия старости для меня просто не существует. В последние годы чаще задаюсь вопросом: что еще надо успеть сделать? Был период, после травмы, когда я хотела уйти из школы (вздыхает), потом втянулась… Чувствую, что еще нужна ей, есть желание работать. И результаты радуют: мои девятиклассники – 49 человек – успешно сдали в этом году единый госэкзамен.
А нынче мне 11-й класс дали, многие ребята собираются выбрать профессии, связанные с историей и обществознанием. Буду их к этому готовить. Рядом – молодые учителя, которым стараюсь помочь, поделиться опытом. А недавно попалась на глаза статья про норвежских педагогов. Они выходят на пенсию и продолжают трудиться, а правительство их в этом всячески поддерживает. Ведь пенсионер – человек свободный от карьерных устремлений, семейных хлопот и направляет все силы на работу.
Встретила на днях бывшего ученика. Говорит: «Как хорошо, что вы еще работаете! Дочка у меня в детском саду, вы ее дождетесь?» И смеется.
И действительно: в школу сейчас приходят дети наших бывших учеников. А одна выпускница мне нынче сюрприз преподнесла. Звонит в мой день рождения: «Фрида Касымовна, я вам подарок сделала! Дочку сегодня родила!»
ЕГЭ ДЛЯ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ
Не дает покоя Фриде Шакировой, как и ее коллегам, теперешний порядок проведения экзаменов. Нельзя судить о знаниях человека только по результатам ЕГЭ, считает она. Есть разные факторы, в том числе психологические. А страдают от такой системы дети. Они живут в постоянном страхе, рискуют остаться без аттестата. Недавний случай – не взяли в десятый класс хорошего паренька со средними знаниями, побоялись, что не сдаст ЕГЭ. Жаль парня и его родителей, остался неприятный осадок на душе…
Еще более нелепой кажется перспектива самим учителям сдавать такой же экзамен во время аттестации.
– Нас со школьниками ставят на один уровень, а ведь учителя получили дипломы от государства. Есть же какие-то другие критерии проверки педагогов на профпригодность, – рассуждает Фрида Касымовна. Больно ранит ее и недоверие к школьникам, которых нередко обвиняют в списывании на экзамене.
«РАДУЮСЬ, ЧТО ОНИ СОСТОЯЛИСЬ»
Какая самая большая радость для педагога?
– Когда встречаю своих учеников и узнаю, что выбранная профессия им по душе, что они состоялись, – говорит Шакирова. – Пока они в школе, не знаешь ведь, как сложится их жизнь. Радостно, когда им пригождается то, чему их учила, могут блеснуть при случае хорошими знаниями. Огорчают разводы, которых стало так много. Переживаю, если
Фрида Касымовна, когда ей было уже за 50, получила образование в области мировой художественной культуры. И эти знания тоже применяет на своих уроках.