Прикроем ли формой социальное неравенство?
Похоже, что вопрос школьной одежды становится даже важнее самого образования. Во всяком случае, именно то, как будут выглядеть учащиеся с первого сентября нынешнего года, сейчас волнует общественность больше, чем остальные аспекты образовательного процесса. Причина тому – введение школьной формы во всех учреждениях общего образования на территории России. Насколько она будет единой, комфортной для детей, в какую «копеечку» обойдется внешний вид ребенка и будет ли он всем по карману? Думаю, эти проблемы актуальны для каждого родителя.
— Школьная форма необходима – это подтверждается мировой практикой, – комментирует ситуацию председатель Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев. – Но она не должна быть везде одинаковой, поэтому в татарстанском Законе «Об образовании», который принят в трех чтениях, мы прописали, что общие требования к школьной форме устанавливает Кабинет Министров республики, а уже детали определит школа с учетом мнений учащихся, родителей и педагогического коллектива. Думаю, каждое учреждение будет иметь какие-то свои особенности в форме. К примеру, в национальных образовательных учреждениях можно ввести элементы национального орнамента.
- Основным мотивом введения школьной формы, как декларируется, является устранение классового неравенства в стенах образовательного учреждения
Сейчас на уровне Правительства активно ведется разработка критериев школьной формы. В рамках этого документа будут установлены три вида формы: повседневная, парадная и спортивная. Пока окончательного варианта нет, но определенно будут установлены гигиенические требования, а также требования к безопасности материалов. Возможно, будут какие-то ограничения по цветовой гамме, длине юбок и сарафанов.
Достаточно много образовательных учреждений уже имеют школьную форму, и если окажется, что она не соответствует принятым рамочным стандартам, то ее придется менять, и это бремя опять-таки ляжет на кошельки родителей. «Если возникнет такая нестыковка, то, думаю, будет дано время, и процесс введения новой школьной формы будет происходить постепенно – когда возникнет необходимость сменить существующую одежду, родители уже закажут школьную форму, соответствующую новым требованиям», – отмечает Разиль Валеев.
– Наша швейная фабрика готова изготавливать до ста тысяч костюмов в год, для этого нам не хватает закона по школьной форме, – говорит генеральный директор ООО «Петро» (г. Зеленодольск) Сергей Никифоров. – Сейчас как такового названия школьной формы не существует. Есть одежда для учащихся, которая включает массу наименований, и мы не знаем, что шить. Важно определить, что такое школьная форма. Оптимальным вариантом было бы утвердить 3-4 образца на всю республику и хорошо бы, если она не менялась как минимум три года. В таком случае мы бы заранее знали, какие модели, какого цвета и в каком количестве необходимо шить, и спокойно занимались заказами. Сейчас это происходит стихийно, хорошие материалы нужно заказывать за полгода, а заказчики начинают шевелиться только в мае, естественно, в таком положении мы шьем из того, что есть на складе, и это не всегда качественные материалы.
– Мы работаем со школами с 1991 года, – рассказывает генеральный директор ООО «Триада» (Набережные Челны) Гульсина Садриева. – В течение года, начиная с октября, готовим запас тканей, исходя из проверенных моделей, но очень часто мнения родителей, школьных комитетов меняются по поводу цвета или модели – это очень тяжело для производственника. Мы хотим, чтобы появился такой документ, который бы регламентировал эти вещи и не позволял менять школьную форму ежегодно. На данный момент очень многие школы перешли на ретростиль – коричневое платье для девочек и два фартука – черный и белый. Это удобно, не марко, не видно социального неравенства и в ценовом соотношении самый дешевый вариант. Единственный минус – дети не хотят такую форму носить.
Ткани мы применяем полунатуральные – это полувискоза, полушерсть. Почему? Если только натуральное, то это, во-первых, дорого, во-вторых, натуральные ткани требуют бережного отношения, а в школьной форме ребенок ходит практически весь день. Полунатуральные ткани себя оправдали тем, что они не дают усадки и просты в эксплуатации, да и цены у них ниже.
Собрать ребенка в школу – и так дорогое удовольствие, а в связи с введением в каждом образовательном учреждении единой формы эта нагрузка увеличится. Что делать, если школьник в семье не один, а семейный бюджет весьма скромный? Здесь опять не обойтись без финансовой помощи государства, муниципалитетов и меценатов.
– Мы планируем обратиться от имени нашего объединения в органы местного самоуправления, чтобы семьям, которые не в состоянии обеспечить детей школьной формой, была оказана помощь, – говорит руководитель депутатского объединения «Мэрхэмэт» Файруза Мустафина. – Чтобы в рамках ежегодной благотворительной акции «Помоги собраться в школу» был решен вопрос с одеждой для учащихся в малообеспеченных семьях.
- В школьной форме ребенок проводит большую часть своего времени, и она должна быть красивой, удобной и качественной
Проблема со школьной формой и мне знакома, так как сама являюсь мамой второклашки. Знаю и настроения в среде родителей, многие из которых высказываются за школьную форму. Однако есть и те, кто с ее введением категорически не согласен. С одной стороны, она дисциплинирует, с другой – лишает индивидуальности. В нашей совершенно обычной казанской школе до прошлого года не имелось формы как таковой, были требования – белый верх, серый низ. Обеспечивалась свобода в выборе качества материала, стиля, можно было варьировать, что купить – юбку, брюки, сарафан, ориентируясь исключительно на свой кошелек. На тот момент я присмотрела стильный сарафанчик на распродаже за 600 рублей – натуральный материал, красиво и модно сшито, и цена просто замечательная. Но именно с прошлого года, когда мой ребенок пошел в первый класс, в учреждении решили ввести школьную форму. Как водится, в добровольно-принудительном порядке. Почему был выбран именно этот фасон и этот исполнитель, для меня до сих пор загадка. В итоге сарафанчик за 600 рублей так и остался мечтой, а его место занял скучный костюм за 2500 рублей, который после первой же стирки потерял вид. Глядя на наших первоклашек, можно было с уверенностью сказать, что в классе нет социального неравенства – все «бедные».
Основным мотивом введения школьной формы, как декларируется, является устранение классового неравенства в стенах образовательного учреждения. На мой взгляд, это все равно, что ремонтировать фасад у гнилого здания. Снаружи все красиво, а что внутри? Думаете, дети не найдут возможности щегольнуть друг перед другом новым айфоном или айпадом, рассказами об отдыхе за границей или о том, на каких машинах ездят их родители, и так далее?
Наличие школьной формы, увы, не решит классовых проблем и даже не сгладит их. Не является пока ее плюсом и дешевизна. Одно не вызывает сомнений – в этой одежде ребенок проводит большую часть своего времени, и она должна быть красивой, удобной и качественной. И мне, как родителю, очень хочется, чтобы школьная форма соответствовала прежде всего этим критериям.