В минувшее воскресенье впервые в России отмечался День местного самоуправления. А что нужно для успешного развития любого города, района или села, любого муниципального образования? Квалифицированные кадры. Сейчас в этой сфере наблюдается своеобразный парадокс, когда все вакансии заняты и, тем не менее, ощущается «кадровый голод», так как не хватает профессионалов.
Насколько территория может выиграть от того, что ее руководитель мыслит перспективно и нестандартно, а также не боится реализовывать свои идеи, показывает пример небольшого российского города Мышкина. В начале 90-х годов о нем практически никто и не слышал, но благодаря находчивости тогдашней команды городок стал развиваться как туристический центр. А началось все с музея… мыши, экспонатами которого стали самодельные мышки самого разного калибра. Сейчас здесь построен туристический комплекс, где в честь маленького грызуна выстроен целый дворец, работают гостиницы, рестораны, базы отдыха, проводятся различные фестивали. Так «мышиная идея» превратила обычный бесперспективный городок в преуспевающий центр туристического бизнеса.
Таких новаторов в муниципальной сфере, которые не просто придумывают идею, но еще и находят возможности для ее реализации, не так уж и много, если не сказать – единицы. На сегодняшний день муниципальный работник должен уметь как минимум ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве, знать свои права и обязанности и уметь этим пользоваться. Подготовка специалистов для сферы управления муниципальными образованиями ведется во многих вузах, однако в республике локомотивом в этой сфере является Казанский федеральный университет, в структуре которого созданы Высшая школа государственного и муниципального управления, реализующая программы дополнительного профессионального образования и подготовки управленческих кадров высшей квалификации для государственной и муниципальной службы, а также Институт управления и территориального развития, на базе которого осуществляется первичная подготовка специалистов. В Татарстане принята программа обучения государственных и муниципальных служащих на 2011–2013 годы, благодаря которой один раз в течение трех лет любой муниципал бесплатно имеет право повысить свою квалификацию. По закону на это предусмотрено 72 учебных часа, такой курс рассчитан примерно на девять дней. Деньги на это выделяются ежегодно из республиканского бюджета как дополнительная субсидия муниципальным образованиям из расчета, сколько людей запланировано обучить.
- «Необходимо менять стереотипы – культивировать идеологию общественного служения», – считает Лилия Нургатина
«На мой взгляд, в Татарстане налажена одна из лучших в России систем обучения государственных и муниципальных служащих, – считает директор Высшей школы государственного и муниципального управления Лилия Нургатина. – Во-первых, все образовательные программы формируются на основе результатов ассесмента (комплексной оценки. – Авт.) служащих, в ходе которого выявляются наиболее уязвимые места в системе их профессиональных компетенций. При этом руководство республики предъявляет особые требования к актуальности программ для государственных и муниципальных служащих, и мы стараемся задействовать все ресурсы, чтобы они были сформированы на основе самых современных тенденций и трендов. Исключено повторение содержания программ даже в месячном временном отрезке.
Во-вторых, практически все программы для муниципальных служащих проходят в аудиторной форме, а не в формате дистанционного обучения, которым так часто злоупотребляют поставщики образовательных услуг, стремящиеся как можно легче заработать, зачастую в ущерб качеству образовательного продукта. Ничто не может заменить живого общения слушателя с экспертом.
В-третьих, учеба состоит в основном из интерактивных форм, так как теоретический материал слушатели могут прочитать сами, а те драгоценные часы, которые им отведены, тратятся на обсуждение полученных знаний с ведущими экспертами Татарстана, России, мира.
Наши занятия, кроме традиционных лекций и семинаров, проходят в формате мастер-классов, кейс-обучения, деловых игр, проектных и экспертных сессий, форсайтов, проблемно-инновационных совещаний, «круглых столов». Кроме того, проводятся выездные практические занятия в Госсовете республики, «IT-парке», Национальном архиве Татарстана и в других местах, где можно не только получить информацию, но и увидеть, как все происходит на деле.
Особым блоком хочется выделить тренинги личностного роста, которые проводятся в том числе и для муниципальных работников. Ежегодно у нас повышают квалификацию около трех с половиной тысяч человек.
На сегодняшний день на базе высшей школы действуют 85 программ для государственных и муниципальных служащих – это самое большое количество в Приволжском федеральном округе. Как правило, в подобных учреждениях их насчитывается около 30–40.
Еще одно новшество в этой сфере ждет муниципальных служащих уже в следующем году. Если сейчас все 72 часа можно обучаться только по одной выбранной программе, к примеру, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, то с 2014 года появится возможность получать знания точечно и по нескольким направлениям. Сейчас разрабатываются более «узкие» программы, на которые предусмотрено меньше времени, к примеру, 36 часов либо 24 часа. Таким образом, у муниципальных служащих будет возможность «дробить» свое обучение по наиболее интересным темам.
И еще одно нововведение. В этом году в план-график обучения служащих введены программы для команд муниципальных администраций. Если до этого практиковался приезд на обучение отдельного специалиста муниципалитета, то сейчас появились программы, направленные на умение формировать конкурентоспособность и системно развивать территорию. Процесс обучения будет построен по принципу case-study (методы конкретных ситуаций, ситуационного анализа), в которых будут отрабатываться навыки выстраивания конкурентной стратегии территории и эффективной борьбы за инвестиции и другие ресурсы.
Помимо повышения квалификации есть программы профессиональной переподготовки в течение двух лет. Если человек приходит в систему государственного и муниципального управления из другой профессиональной сферы, то он может получить дополнительное профильное образование. Тем, кто вошел в федеральный, республиканский или муниципальный кадровые резервы, предусмотрено обучение за счет централизованных ресурсов».
- Еще одна проблема, которая касается государственного и муниципального образования, это «стихийное» обучение студентов. По идее, ребята должны обучаться под конкретные «кейсы» (обстоятельства), чтобы после окончания они уже знали, где и кем будут работать
«Социальный лифт» для молодых и талантливых
Особое место в решении кадрового вопроса занимает подготовка молодых специалистов. Кто идет на смену управленцам старой закалки? Какие идеи и взгляды у нового поколения? Ответы на эти вопросы очень важны, ведь, по сути, нынешние студенты через некоторое время будут решать самые животрепещущие вопросы городов, районов, сельских поселений.
«Случается, что когда беседуешь с ребятами, планирующими работать в сфере государственного и муниципального управления, мотивация некоторых из них совершенно искажена, – говорит Лилия Нургатина. – Они хотят работать в этих структурах не для общественного служения, а, говоря образно, просто «пилить» ресурсы. К примеру, один из моих собеседников – студент старшего курса специальности «Государственное и муниципальное управление» на вопрос о том, что он предполагает делать по окончании учебы, совершенно серьезно говорит, что пойдет на государственную или муниципальную службу и параллельно создаст свой бизнес, хотя, по сути, это несовместимые вещи. Переходные процессы последних пятнадцати-двадцати лет создали «идейный вакуум» среди молодежи и сильно исказили их представления о государственной и муниципальной службе, и сейчас необходимо менять стереотипы – культивировать идеологию общественного служения».
В какой-то степени решить эту проблему призван проект «Хочу быть полезным своей стране, своей республике», реализация которого началась на базе Высшей школы государственного и муниципального управления КФУ с октября прошлого года. Его цель – создать «социальный лифт» для тех ребят, в которых гармонично сочетаются желание и способность к общественному служению, высокий интеллектуальный и морально-личностный потенциал, креативность и лидерские качества. В частности, в минувшем году была набрана экспериментальная группа, названная Малой академией государственной и муниципальной службы, – на 25 мест поступило около 130 заявок. В итоге после конкурсного отбора было решено допустить к участию в проекте 70 ребят, которые начали обучаться по специальной двухгодичной программе. Она разработана таким образом, чтобы воспроизвести интенсивность нагрузки государственного и муниципального служащего. Учеба начинается ранним утром и заканчивается поздним вечером. Обучение построено на моделировании различных ситуаций из реальной жизни служащих. К слову, сейчас в группе остались 55 человек – не все выдерживают выбранные темп и нагрузку.
Пожалуй, самым важным в этом обучении является то, что уже на первом этапе, учитывая оценки экспертов, психологические и профориентационные тесты, а в дальнейшем используя систему наставничества, студент определяется, в какой сфере государственной или муниципальной службы он хочет и может быть наиболее полезен. К примеру, заниматься жилищно-коммунальным хозяйством, социальной или внешнеэкономической деятельностью либо
«Мы обучаем тех людей, от которых в дальнейшем зависит очень многое, и человек, выбирающий своей профессией служение городу, району, республике, государству, должен обладать определенными качествами, которые далеко не всегда закладываются в вузе, – считает Лилия Нургатина. – Поэтому проект «Хочу быть полезным своей стране, своей республике» охватывает не только студенческую среду. Он рассчитан в том числе и на детей самого раннего возраста. С сентября начнется его реализация в детских садах и школах».
Учеба под конкретный «кейс»
Еще одна проблема, которая касается государственного и муниципального образования, это «стихийное» обучение студентов. По идее, ребята должны обучаться под конкретные «кейсы» (обстоятельства), чтобы после окончания они уже знали, где и кем будут работать. Тогда и обучение станет более эффективным, так как будут подобраны именно те предметы, которые необходимы для данной специальности, и практические занятия будут организованы по месту будущей работы. В итоге получим молодого специалиста, который профессионально справляется со своими обязанностями уже с первых дней своей службы. Кроме того, отпадет необходимость в дополнительном образовании и переучивании.
На данный момент в республике ведется разработка этой системы. А основные ее аспекты уже не раз озвучивались руководителями различных уровней. В частности, обучение по тем или иным специальностям должно проводиться на основе заказов со стороны министерств, ведомств и муниципалитетов. К примеру, ка