Электронное образование выходит на новый уровень
Традиционно в апреле в столице Татарстана проходит международная научно-практическая конференция «Электронная Казань». Главными организаторами «Электронной Казани-2013», опять же по традиции, выступили республиканское Минобрнауки, Институт социальных и гуманитарных знаний и Казанский федеральный университет. Одним из участников форума был руководитель аппарата Комитета по образованию Госдумы России Павел Кондрашов. Своим видением проблем развития процессов информатизации в сфере образования он поделился с нашим корреспондентом.
– Павел Евгеньевич, еще сравнительно недавно, четыре-пять лет назад, специалисты говорили о том, что наша страна переживает каменный век электронного образования. Как бы вы сегодня оценили то, что происходит в этой сфере?
– За эти годы, конечно, изменилось очень многое. Во-первых, электронное образование стало всеобщим явлением, и если раньше мы говорили о каких-то отдельных центрах, единичных лидерах, то сегодня электронное обучение, дистанционные образовательные технологии применяются повсеместно. Сформировался запрос на создание индустрии электронного обучения, применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в сфере образования приобрело масштабы промышленной революции.
– Что подразумевает такая индустрия?
– Использую, может, не очень точное, но зато образное сравнение. Раньше мы жили в какой-то степени в модели натурального хозяйства: каждый производил для собственного потребления то, что ему было нужно – электронный контент, средства программного обеспечения, приложения. Сегодня на рынок создания электронного образовательного контента пришли профессиональные издательства. Крупные ИКТ-поставщики очень внимательно относятся к сфере образования и создают различные приложения как учебного, так и управленческого характера. По сути дела, идет массовое производство образовательного контента, средств его доставки, хранения электронных данных, телекоммуникационной
инфраструктуры, и, конечно, это уже нельзя рассматривать как единичные примеры.
– Насколько качество этого контента удовлетворяет людей, которые работают в образовании?
– Этот вопрос сегодня стоит остро, и профессиональному сообществу еще предстоит выработать подходы к тому, как правильно на него отвечать. Потому что он связан не только с содержательной частью предлагаемых ресурсов, но и с очень многими педагогическими приемами, которые позволяют учащимся эффективно все это осваивать.
– Вот, кстати, о педагогических приемах. Современные студенты зачастую гораздо более продвинуты в новых технологиях, чем те, кто их учит. Нужны ли им тогда «устаревшие» педагоги?
– Давайте определимся – кто и в чем продвинут? Да, молодое поколение продвинуто в использовании гаджетов в различных областях жизни, но все равно остается вопрос об освоении контента, качестве процесса системного усвоения знаний. И вопрос доступа к информации не решает всех педагогических проблем. Студенты обгоняют старших в навыках пользования современными электронными устройствами, но без преподавателя, как ни крути, они не освоят образовательную программу. И в этом отношении знания, которые накоплены и педагогами высшей школы, и школьными учителями, – это золотой фонд, из которого надо черпать и черпать.
– И все же – насколько, на ваш взгляд, современные педагоги готовы работать в новой парадигме электронного образования?
– Я бы сказал, что вопрос касается не того, владеем или не владеем мы информационными технологиями. В первую очередь надо говорить о том, насколько современный преподаватель владеет современными знаниями в своей области. Важно, чтобы самые передовые технологии, которые разрабатывают промышленные компании, результаты научных исследований, которые они проводят в своих лабораториях, были хорошо известны тем, кто занимается педагогической деятельностью в соответствующей сфере. А каким образом будут использованы те или иные средства работы с контентом и со студентами – это уже следующий вопрос.
– Но есть какие-то общегосударственные программы подготовки преподавателей к работе в новых условиях?
– Недавно Правительством России была утверждена государственная программа развития образования, там есть много разделов, посвященных именно вопросам современных технологий педагогической работы. Да и сами образовательные учреждения, университеты ставят перед собой подобные задачи. В материалах нынешней казанской конференции я увидел очень много статей и тезисов по темам «Электронный университет», «Информационно-образовательное пространство современного вуза». Все это свидетельствует о том, что «болезнь» уже глубоко проникла в нашу образовательную систему.
– Каковы, на ваш взгляд, сегодня основные задачи развития электронного образования в России?
– Можно выделить как минимум три направления. Одно традиционное – это обучение и воспитание, здесь процесс надо совершенствовать, наращивать возможности современного контента, мультимедийных приложений. Второе – это использование информационно-коммуникативных технологий в управлении образованием. И третье – информационная открытость образовательных организаций и системы российского образования в целом для граждан страны. Это огромные пласты, которые нам еще предстоит осваивать и которые пока в практике работы образовательных учреждений применяются значительно меньше, чем нужно.
– А нет опасения, что наше образование в конечном итоге полностью уйдет в Сеть, окончательно перейдет от классических форм работы к электронным?
– Во всем должен быть баланс. Ничто не может заменить человеческих отношений – ни телевизор, ни социальная сеть, ни Интернет. Они расширяют горизонты, но не должны подменить живого общения, которое для многих является одной из главных жизненных ценностей.