С 9 по 14 апреля в Казани пройдут гастроли всемирно известного Театра балета Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург). Легендарный хореограф представит на сцене Татарского театра оперы и балета спектакли «Анна Каренина» и «Карамазовы» ( «По ту сторону греха»).
Во всем мире сегодня понятие «русский балет» в большей степени ассоциируется с Театром Бориса Эйфмана, нежели с именем какого-то другого российского хореографа, за рубежом о нем пишут и говорят даже чаще, чем о балете Большого театра или Мариинского. Среди последних работ хореографа, получивших мировое признание, – «Русский Гамлет», «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру», «Мусагет», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Роден».
По мнению профессионалов, Эйфман расширил жесткие рамки академического балета почти до немыслимых пределов. Он смело сочетает классику и модерн с элементами драматического театра, работает с неожиданной музыкой, большое значение придает свету и цвету. Будучи убежденным, что человеческое тело – это идеальный инструмент для выявления каких-то тайных, внутренних эмоциональных потоков, Борис Эйфман воспитал новый тип танцовщика, способного через пластику выразить практически любое переживание, через которое проходит человек от момента рождения и до момента смерти.
В восьмидесятых годах прошлого века Эйфман уже считался новатором и властителем «балетных дум», а созданная им труппа поныне остается единственным в России авторским театром, где формирование репертуара и художественные приоритеты определяются задачами одного хореографа с собственным неповторимым стилем. Всего на сегодняшний день Борис Эйфман создал более 40 балетов, которые погружают зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, ошеломляют яркостью и динамизмом пластического языка.
К слову, в труппе Бориса Эйфмана работают несколько выпускников Казанского хореографического училища, и отчасти, возможно, этим объясняется счастливая для казанцев возможность время от времени знакомиться с лучшими постановками одного из выдающихся хореографов современности. Так, в рамках нынешних гастролей мы увидим балет «Анна Каренина» (музыка П. Чайковского), в котором присутствуют все мотивы, волнующие Эйфмана как хореографа: и мучительная проблема выбора, и накал чувственных страстей, и разлад внешнего и внутреннего в облике человека. Высочайшего уровня техника и хореография передают все психологические перипетии любовного треугольника Анна – Каренин – Вронский. Спектакль, наполненный страстью и эротикой, получился огненным, смелым и горьким. Именно страсть, «основной инстинкт», по мнению хореографа, уничтожили материнскую любовь и прервали связь Анны Карениной с душой.
Борис Эйфман первым перенес на балетную сцену мир героев Федора Достоевского. Сначала он поставил спектакль «Идиот» на музыку Шестой симфонии П.Чайковского, а спустя пятнадцать лет, в 1995-м,– балет «Карамазовы» на музыку С.Рахманинова, Р.Вагнера и М.Мусоргского. Но если в «Идиоте» хореограф следовал сюжету, передавая сложный внутренний мир героев, то здесь он воплотил титаническую борьбу идей и роковые пророчества автора романа «Братья Карамазовы». «Наше обращение к „Карамазовым“ не случайно, – говорит Борис Эйфман. – Основная идея романа Достоевского – карамазовщина, идея наследственности в широком смысле слова. У нас у всех дурная российская наследственность, ведь карамазовщина – это то общество, в котором мы жили и продолжаем жить и по сей день».
Недавно Эйфман кардинально переосмыслил свою собственную постановку 1995 года и по существу сочинил совершенно новый балет, вплотную приблизившись к наиболее полному раскрытию важнейших тем великого романа Достоевского: дурной наследственности, богоискательства, цены всеобщего счастья. Это абсолютно оригинальная работа – и на хореографическом, и на философско-содержательном уровне. И даже называется балет иначе – «По ту сторону греха». Его премьера состоится 2 апреля на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, а спустя неделю, 9 апреля, Борис Эйфман представит свое новое хореографическое прочтение «Братьев Карамазовых» в Казани.