И он сказал «О’кей!»

17 марта мировая общественность отметила 75-летие со дня рождения выдающегося танцовщика XX века Рудольфа Нуриева. Посвящением этой памятной дате станет и предстоящий XXVI Международный фестиваль классического балета, который пройдет в Казани с 14 по 27 мая.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

information_items_72782

17 марта мировая общественность отметила 75-летие со дня рождения выдающегося танцовщика XX века Рудольфа Нуриева. Посвящением этой памятной дате станет и предстоящий XXVI Международный фестиваль классического балета, который пройдет в Казани с 14 по 27 мая.

Как известно, незадолго до смерти Рудольф Нуриев по приглашению руководства театра оперы и балета им.М.Джалиля дважды побывал в Казани, на родине своей матери. Первый визит был в марте 1992 года. К этому времени карьеру танцовщика он уже завершил. Но неожиданно в нем открылся талант дирижера, и в последние годы он гастролировал по миру именно в этом качестве.

Нуриев приехал в Казань поездом. Как вспоминает Владимир Яковлев, руководитель казанской балетной труппы, легендарный танцовщик вышел из вагона в своей знаменитой береточке, закутавшись в длинный белый шарф. Выглядывая из него, как из кокона, он немного испуганно огляделся, как бы не веря, что перед ним Россия девяностых, а не Советский Союз начала шестидесятых годов, когда таких, как он, называли «невозвращенцами». В гостиничном номере Нуриев, не раздеваясь и не снимая беретки, сразу прилег. Его знобило. Никто, кроме самого Рудольфа, тогда еще не знал, что он болен, и болен смертельно…

А в 1961-м он был молод, честолюбив и мечтал о мировой славе. Но больше всего Нуриев хотел танцевать. В этом смысле он был невероятно жаден. Ему хотелось танцевать все – классику, неоклассику, модерн… Вслед за Нижинским он хотел доказать и доказал, что танцовщик – не просто партнер балерины, а полноправный участник действия, способный создать яркий сценический образ. Танец Нуриева был столь же мощным, сколь и выразительным. Высокий, как бы парящий в невесомости прыжок и мягкое, «кошачье» приземление… Однажды публика стоя аплодировала ему сорок минут, а занавес поднимался восемьдесят девять раз. Этот триумф Рудольфа Нуриева вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Он отдавал танцу всю душу и ради того, чтобы реализовать все свои творческие планы, был готов на все.

Жизнь скитальца была уготована ему самой судьбой. Нуриев даже родился в поезде где-то между Иркутском и Слюдянкой. Его отец был кадровым военным, и семья, повсюду следуя за ним, переезжала с одного места на другое.

После эмиграции Нуриев более пятнадцати лет был солистом Лондонского Королевского балета и постоянным партнером великой балерины Марго Фонтейн. Когда они встретились, Фонтейн было сорок три года, а Рудольфу – двадцать четыре, но их дуэт в «Жизели», «Лебедином озере», «Баядерке» был блистательным. Нуриев гастролировал по всему миру – по Европе, США, Японии, Австралии, участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, сам ставил балетную классику. В 1983 году ему предложили должность директора «Гранд-опера», и Нуриев окончательно поселился в Париже, откуда в свое время и начался его путь «невозвращенца». Теперь он обитал здесь в роскошной квартире на набережной Вольтера, окружив себя картинами мастеров XVI – XVII веков и старинными восточными коврами, за которыми Нуриев охотился по всему миру.

Еще при жизни Рудольф Нуриев стал легендой балета, и неизменный интерес у поклонников и прессы вызывали его татарские корни. «Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане, – пишет он в своей «Автобиографии». – Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда…»

Первый приезд Рудольфа Нуриева в Казань был, скорее, ознакомительный. Он встретился с балетной труппой и провел несколько репетиций с оркестром. Дав согласие на предстоящем вскоре балетном фестивале дирижировать «Щелкунчиком», Рудольф улетел в Америку. А в мае он приехал во второй раз и был в хорошей физической и творческой форме.

Сказать, что его выступление в Казани было триумфальным, – значит ничего не сказать. Успех был фантастический! По словам самого Нуриева, в Казани он пережил один из самых счастливых моментов своей жизни. И было видно, что этот успех действительно был очень важен для него.

После спектакля дирекция театра обратилась к мировой знаменитости с просьбой назвать его именем казанский фестиваль классического балета, который в те годы только набирал силу. И Нуриев сказал «о’кей». Была также договоренность, что в следующий приезд он, возможно, осуществит в Казани балетную постановку. Но 6 января 1993 года Рудольфа Нуриева не стало.

А фестиваль его имени здравствует поныне и ежегодно собирает в Казани признанных мастеров и восходящих звезд балета. Так, нынче в программе Нуриевского форума девять спектаклей и три концерта, эпиграфом к которым вновь станут пророческие слова великого танцовщика: «В каждом, кто выходит на балетную сцену, будет жить частичка меня».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще